Инна Осипенко
Рекомендации для воспитателей «Детский совет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Все люди по природе стремятся к знанию»
Аристотель
Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Никогда больше человек не обучается так быстро и так много, как в детстве. Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию своего социального и материального окружения. Движущие силы развития заложены в самом ребенке. Это врожденная любопытность и собственная активность. Детское любопытство, выражающееся интересом и радостью, пробуждается больше всего и сохраняется дольше всего, если ребенок может активно действовать. Кроме того, ребенок может усвоить только тот опыт, который ему интересен. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса научения.
Публикация «Рекомендации для воспитателей „Детский совет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Итак, поиск и исследование - детские потребности. Но чтобы извлечь из них пользу, не достаточно одного любопытства. Необходимы организация и руководство педагога, чтобы дети: пришли к новым знаниям и стали постоянными исследователями, приобретая умения и навыки, которые будут служить им на протяжении всей жизни (например, наблюдение, формулирование вопросов и т. д.).
Принятый ФГОС ДО направлен на «сохранение уникальности и самоценности детства…», так как именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития. В логике стандарта, «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства. В то же время в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем образования. И теперь, на него опирается вся система общего образования. Надо понимать, что нельзя построить третий и пятый этаж там, где нет фундамента! В виде чего должен быть заложен этот фундамент?
Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры. При соблюдении требований к условиям реализации Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «детский совет», разработанная авторским коллективом ООП ДОО «Вдохновение», под редакцией И. Е. Федосовой, В. К. Загвоздкина.
ООП ДОО «Вдохновение» признаёт и утверждает за каждым ребёнком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности. Каждый прожитый день прибавляет ребёнку личный жизненный опыт. Иногда достаточно наглядный. Чаще, невидимый, но накапливаемый количественно и когда-то прорывающийся в новом качестве. У каждого ребенка есть личные достижения, отличающие его вчерашнего от сегодняшнего.
Основной стержневой конструкцией организации образовательной деятельности по ООП ДОО «Вдохновение» является проектная деятельность, а именно технология «детский совет».
То, каким образом дети вступают в контакт со знаниями, значительно влияет на их хранение в их памяти: знание, полученное от кого-то, или знание, установленное в результате личного любопытства и поиска в различных источниках, как «сухая» информация, которую «должен» знать ребенок (зачем мы едим мед каждый день.) или ответ на вопрос, заданный ребенком. Даже задержавшись в памяти детей, некоторые знания остаются «просто информацией», которая может забыться. И если дети ее забывают, они могут снова искать ее в различных источниках.
Что такое «детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых. Технология «детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.
«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.
Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.
Как мы организовали «детский совет»? Во-первых, освободили развивающую предметно-пространственную среду: сделали уютный уголок, где можно доверительно общаться. В определенное время звучит мелодичная музыка, воспитатель занимает свое место, дети спокойно собираются. Это уже сейчас, а в сентябре, чтобы организовать «детский совет», мы вместе с детьми определили правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний. Эти правила – законы группы, все дети приняли эти законы и стараются соблюдать. Правила поведения в группе независимо от их содержания всегда формулируются позитивно: «Внимательно слушай других», а не «Не перебивай других, «Кричать и бегать можно на улице, а не «Не кричи», «Бегать нельзя», «Положи материалы так, чтобы их можно было найти, а не раскидывайте игрушки и т. п.
Как работает «детский совет»? «Детский совет» проходит утром в начале недели - в начале образовательной деятельности.
Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:
1. Ритуал. Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, свое место за столом, определенным образом приготовленную еду. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность и не тратить усилий на дисциплину.
2. Беседа на свободную тему. Это очень важная часть. Как правило дети стремятся к общению со взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным карманом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы:
- какое у вас настроение?
- у кого утро доброе?
- кто хочет поделиться новостями?
Обмен новостями - эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь — обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека? Нужно, чтобы он говорил. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В большой жизни ребёнку предстоит слышать разные суждения, понимать разных людей, стараться быть понимаемым разными людьми. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОО) — это обеспечивает широкий диапазон событий.
В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение. Мы чаще всего безуспешно учим этому детей на специальных занятиях, на придуманных взрослыми темах. В данном случае лёгкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.
3. Мотивирование детей на работу над проектом.
Мотивировать на изучение темы можно по-разному: это может быть история одного ребенка «Саша, мне понравилась твоя история о птице напомни нам ее» или, это может быть случай из жизни педагога «Я услышала, как удивительно поют птицы».
И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы учебных занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.
Тема выбрана. Даже если у кого-то из ребят останется чувство разочарования - выбрали не ту тему, которую он предлагал, это уже совершенно иное чувство, не имеющее ничего общего с подчинённостью диктату взрослых. Это - повод для мобилизации сил, подсказка, что нужно учиться быть более убедительным. Пусть темы, которые предлагают для плана дети, достаточно просты, но это именно те идеи, которые са-мостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их любознательностью и знаниями.
4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.
Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать ком-либо или чем-либо. В этом нам помогает «модель четырех вопросов», модификация «модели трех вопросов» Л. В. Свирской.
Что вы знаете о птицах?
Как можно использовать эти знания? Что хотите узнать о птицах? Что надо сделать, чтобы узнать?
Все птицы разные
(Аня К.)
Птицы высиживают птенцов
(Костя Г.) Сделать игру «Угадай птицу» Почему дятел стучит по дереву? (Маша С.)
Как птицы летают (Саша Г.) Почитать в энциклопедии.
Найти в интернете
Оценив, познавательные инициативы и образовательные запросы детей, педагог, с целью решения педагогических задач, предлагает детям, узнать, чем птицы отличаются от других животных. Тем самым, опираясь на опыт детей, педагог осуществляет образовательный процесс в зоне ближайшего развития. Л. С. Выготский сказал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Вот почему мы так часто берем во внимание ЗОНУ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ. Согласно этой модели то, что сегодня ребёнок делает в сотрудничестве с нами, завтра он сможет делать самостоятельно. “Давай вместе”. Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.
5. Совместное составление плана работы над проектом.
Планирование осуществляется совместно детьми, педагогами и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей. Педагог помогает сформулировать в плане, что хотят сделать дети. Например, Ваня и Соня хотят узнать, как птицы летают: «Как узнать? Какие у вас есть идеи? Я правильно поняла, сделать опыт с перьями, так и запишем».
С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку картин русских художников, на которых изображены птицы?», «А сделать птичью азбуку?»
Что характерно, активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, надо выбирать те, которые, во-первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским опытом, во-вторых, предоставят детям достаточно свободы для конкретных видов деятельности. В то же время педагогическая работа должна быть направлена на реализацию поставленных целей и содержания программы. Существует проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой, организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии.
Так заканчивается утренний «детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов. Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.
Как осуществляется планирование?
«Модель года» - примерное перспективное планирование тематики детско-взрослых проектов на учебный год. В его составлении принимают участие все участники образовательных отношений: дети, педагоги и родители. Самое трудное для ДОО при переходе на ФГОС ДО – это организация образовательной деятельности, обеспечивающая участие детей и родителей. При такой форме планирования осуществляется учет детских потребностей, интересов и инициатив, то есть реализуется базовые положения ФГОС ДО о том, что ребенок должен стать полноправным участником образовательных отношении.
«Лотос-П» - это план педагогических задач, в нем фиксируются задачи по центрам активности, которые педагог планирует решить в процессе совместной с детьми работы над проектом.
«Лотос-Д» - совместный план работы над проектом. Составляется и записывается на листе формата А3 совместно участниками образовательных отношений. Размещается в доступном для детей месте. В нем отражено содержание и виды совместной и самостоятельной образовательной деятельности в центрах активности. Запись осуществляется разными цветами, что позволяет видеть, какова инициатива детей, что предложил педагог, а что родители.
Примерный совместный план работы над проектом «Птицы»
Центр искусства
Нарисовать удивительных птиц (Д.)
Лепка «Домашние птицы» (Д.)
Выполнить аппликацию «Перо жар-птицы» (коллективная работа) (П.)
Организовать выставку картин русских художников, на которых изображены птицы (П.) Центр математики
Сосчитать птиц на дереве (Д.)
Сравнить сколько воробьев и голубей прилетели на участок (Д.)
Измерить у кого перо длиннее (П.)
Решить задачу скольким скворца не хватит скворечников? (П.) Центр книги/грамоты
Выучить стихотворение о птице (Д.)
Сделать книгу «Птицы» со схемами предложений (П.)
Найди слово-птицу по схеме.
Составить загадку о птице (Д.)
Сделать «птичью» азбуку (Д)
Центр науки
Найти основные отличительные признаки птиц и записать в «Книге открытий» (П.)
Сделать опыт с пером (Д.)
Распределить птиц на группы по каким-либо признакам (П.)
ПТИЦЫ
Д. – предложили дети
П. – предложил педагог Центр информации
Рассмотреть картинки «Птицы России» и «Птицы жарких стран» (П.)
Узнать «Чей клюв лучше» (Д.)
Узнать, какая птица самая маленькая в мире? (Д.)
Центр театра
Подготовить спектакль «Чей клюв лучше» (П.)
Центр движения
Поиграть в игру «Воробьи - вороны» (Д.)
Центр конструирования
Построить «Птичий двор» (П.)
Сделать кормушку для птиц (Д.)
Календарный план отражает содержание самостоятельной образовательной деятельности детей в центрах, действия педагогов для стимулирования их самостоятельной деятельности, а так же совместную образовательную деятельности педагога с детьми в одном из центров. План открыт для спонтанных детских идей и новых мыслей, то есть возможна корректировка «под запрос» детей.
Организация образовательной деятельности ориентирована на ребенка, предполагает отказ от жесткого расписания. Работа над проектом идет следующим образом: дети распределяется на подгруппы, и выбрав тот или иной центр активности, самостоятельно работают в нем. Предварительно педагог предполагает, чем будут заниматься сегодня дети, и в соответствии с педагогическими задачами наполнил центры наглядным материалом, играми и игрушками. В то же время, в одном из центров педагог организует совместную деятельность, как правило, с желающими, но дети должны понимать и слово «надо», поэтому педагог, распределяя детей, может сказать: «Маша, Саша и Коля пойдут сегодня со мной в центр науки». Программой предусмотрено, что дошкольники самостоятельно определяют, в каком центре и с кем будут работать. Дети объединяются в подгруппы по интересам, поддерживают друг друга, оказывают друг на друга большое обучающее и воспитывающее влияние. То есть дети способствуют обучению и развитию друг друга.
Так технология «детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО: предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом, в процессе которого формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения. Ребенок не просто рисует, а украшает, не просто конструирует из бумаги, а изготавливает функциональный бинокль, не просто классифицирует картинки, а составляет рецепт приготовления пищи, не просто считает, а ведет счет ингредиентов. Таким образом, каждую минуту жизни утверждается позиция ребенка, как вполне взрослого осознанного ответственного человека, независимо от его возраста.
Несмотря на трудности, мы работаем, радуемся процессу обучения, где-то ошибаемся, но ошибки – это тоже шанс научиться чему-либо. И мы учимся! К. Д. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».