Елена Александровна Гуторова
Конспект занятия «Река времени «Кто нам с вами дом построил»
Путешествие по «Реке времени» - «Кто нам с вами дом построил?»
Звучит музыка. Песня «Не кочегары мы, не плотники» (Н. Рыбников, из к/ф «Высота».)
Воспитатель: «Ребята, скажите в каком доме вы живете?»
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите, узнать? Ответы детей.
Воспитатель: Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством. Увидеть эти различные жилища нам поможет путешествие по «Реке времени».
Публикация «Конспект занятия „Река времени „Кто нам с вами дом построил“» размещена в разделах
Чтобы отправиться в путешествие надо сказать волшебные слова.
• Раз, два, три – покружись
В древнем мире окажись.
На «Реке времени» появляется картинки пещеры, шалаша.
Вот мы и в древнем мире. Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера). Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах.
Первобытные люди жили в пещерах, шалашах. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов. Первым жилищем была, конечно, пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. Позже появились каркасные шалаши из веток и костей. А сверху на них делали покрытие из шкур.
Музыкальная пауза «Танец первобытных людей»
Земля сохранила для нас великие строения древних: пирамиды, древние храмы, загадочные города и необычные постройки, значения которых мы не знаем! Но были времена, когда о строительном кране, кирпиче и даже гвоздях и слыхом не слыхивали.
• Раз, два, три – покружись
Ты в Египте окажись.
На «Реке времени» появляется картинка египетских пирамид
Ох, и несладко пришлось египтянам:
Кладку кирпичную делать вручную!
Громко кряхтя, без подъемного крана
Класть кирпичи весом в тонну-другую!
Так и остались три лишних поддона:
Хеопса, Рамзеса и Тутанхамона
Игры детей в центре песка и воды «Построй пирамиду».
Цель: закрепление свойств песка (песок сухой, сыпучий, влажный песок – можно лепить). Развитие творчества.
• Раз, два, три – покружись
В Древней Руси окажись.
На «Реке времени» появляется картинка деревянного дома.
Шли года. Как только у человека появился дом – появилась профессия СТРОИТЕЛЬ.
Люди осваивали профессию ПЛОТНИК. На Руси плотник, был как строитель.
Основой деревянного дома был сруб. Сруб – скрепленные между собой в четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. В качестве кровельного материала выбирали солому, так как она была бесплатной и защищала дом от дождя и снега. Дом строили топорами.
Физкультминутка «Строим дом».
Что нам стоит дом построить?
Есть фундамент, можно жить? Нет.
Стены дальше мы возводим
И в свое окно глядим.
Крыша нас от непогоды
Всех укроет круглый год.
• Раз, два, три – покружись
• В современном мире окажись.
На «Реке времени» появляется картинка современного дома.
Сегодня, что бы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. Строитель должен многое знать и многое уметь. Строитель – это даже не профессия, а собирательное понятие специальностей.
Первым принимается за работу по строительству дома АРХИТЕКТОР. Он делает проект дома. Чертит, рисует.
Когда проект дома готов, начинают готовить строительную площадку.
Первым на строительную площадку приезжает бульдозер. Того кто работает на бульдозере называют БУЛЬДОЗЕРИСТ. Он на этой машине ровняет поверхность площадки.
После бульдозера за работу принимается экскаватор. Того кто работает на экскаваторе называют ЭКСКАВАТОРЩИК. Он роет котлован.
Теперь пора укладывать блоки для фундамента дома.
Для укладки блоков для фундамента нужен подъемный кран. Он легко справиться с этой работой. Того кто работает на подъемном кране называют КРАНОВЩИК.
После закладки фундамента на строящийся объект прибывает
бригада КАМЕНЩИКОВ. Они выкладывают из кирпича стены и перегородки здания.
И вот наш дом почти построен, но остался один рабочий, который работает выше всех – это КРОВЕЛЬЩИК. Он покрывает крышу. Кровля – это очень важный структурный элемент на завершающем этапе любого строения. Кровля способна защитить дом от любого каприза погоды.
Затем на стройку прибывают плотники. ПЛОТНИКИ устанавливают двери и окна.
СТЕКОЛЬЩИКИ застекляют окна.
САНТЕХНИКИ прокладывают в доме трубы для холодной и
горячей воды, для системы о топления, канализации и газовых труб.
ЭЛЕКТРИКИ – проводят электрический свет в доме.
СВАРЩИК проводит сварочные работы, для того чтобы железные конструкции держались крепче друг с другом.
Затем на строящемся объекте приступают к работе мастера отделочных работ: ШТУКАТУРЫ, МАЛЯРЫ.
Вот кто строил этот дом,
Дом, в котором мы живём.
Игра «Лови, бросай на вопрос отвечай».
Цель: развивать связную речь, соотносить инструмент с профессией.
Ход игры: воспитатель называет инструмент, и бросает мяч, а тот кто ловит, отвечает в какой профессии он нужен.
Игра «Кто сначала, кто потом».
Цель: закрепить знания последовательности строительных профессий
Ход игры: воспитатель спрашивает, кто приступает к строительству дома (кто сначала, кто потом (архитектор - чертит чертеж, бульдозерист -ровняет площадку, потом экскаваторщик- роет котлован и т. д).
• Раз, два, три – покружись
Ты в будущем времени окажись.
На «Реке времени» появляются изображения необычных домов.
Игра «Дизайнеры будущего».
Цель: развитие фантазии, творческого воображения, развитие связной речи, говорить на публике.
Ход игры: дети берут любой материал (кто-то рисует, кто-то строит из конструктора, кто-то рассказывает, как дизайнер).
• Раз, два, три – покружись
Ты в детском саду окажись.
Вот мы и вернулись с вами из путешествия.
Игра «Собери дом по образцу».
Цель: развивать наблюдательность, ассоциативное мышление, мелкую моторику.
Ход игры: детям предлагается на выбор образец дома. Они должны его собрать, как пазлы.
Игра «Посели человека в тот дом, в котором он живет».
Цель: закрепить умение соотносить тип жилища и человека, умение аргументировать, почему человека поселили именно в ту эпоху.
Ход игры: дети берут картинку, человека и заселяют его в дом, объясняя, почему именно в тот дом.
Игра «Кому, что нужно для работы».
Цель: закрепить знания о строительных профессиях и инструментах необходимых людям данных профессий.
Ход игры: взрослый приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какую-либо картинку с инструментом и называет его. Другой ребенок должен назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал топор, другой называет: «Он нужен, плотнику».
Дома расскажите родителям, какие строительные профессии нужны, чтобы построить дом.
Путешествие по «Реке Времени» - «Кто нам с вами дом построил?»
Авторы:
Гуторова Елена Александровна, воспитатель, детский сад 183
Шатохина Вера Юрьевна, воспитатель, детский сад 183
Цель: ознакомление детей со строительными профессиями и развитие интереса к этим профессиям через представления об эволюции жилища от древнего мира до сегодняшних дней.
Задачи:
1. Расширить знания детей о строительных профессиях.
2. Расширить у детей кругозор в пространстве и во времени;
3. Активизировать в речи слова, связанные со строительными профессиями.
4. Развивать любознательность, творческую активность.
5. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям строительных профессий.
Возрастная адресованность: старший дошкольный возраст.
Методическая ценность: воспитание интереса к строительным профессиям.
Расширение у детей ориентации в пространстве и времени.
Доступность, красочность, необычность.
Возможности, области применения: в течение дня.
Познавательное развитие, речевое развитие.