Получи документы

Региональный компонент в воспитании дошкольников

Людмила Овсянникова
Региональный компонент в воспитании дошкольников

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм оберегается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Публикация «Региональный компонент в воспитании дошкольников» размещена в разделах

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Исходя из этого, выбрали следующие приоритетные направления в своей работе.

Во-первых, ознакомление детей с предметами народного быта. Ведь они впервые пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность. И они должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Во-вторых, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, загадки, считалки).

В-третьих, изучение детского календарного фольклора через участие ребят в календарно - обрядовых праздниках, подчинённые ритму природы, одухотворённые живой радость существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма, непосредственно связанного с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

В-четвертых, знакомство детей с народной декоративно росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с принятыми в 2010 г. ФГТ. Одно из изменений связано с реализуемыми в дошкольных учреждениях образовательными программами, которые, как рекомендовано в ФГТ, должны соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, принципу этнокультурной соотнесённости дошкольного образования, а также сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости.

Реализуя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» Бабаевой Т. И, Гогоберидзе А. Г., Михайловой З. А., которая предполагает внедрение в образовательный процесс регионального компонента, данное содержание в нашем учреждении успешно интегрируется практически со всеми образовательными областями («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») и другими направлениями.

Интеграция краеведческого содержания с другими разделами состоит в следующем:

• участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

• обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе;

• участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада;

• развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о малой Родины.

Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Знакомство дошкольников с родном краем, приобщение к его культуре, будет успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка, которая связана с включением детей в «расшифровывание» знаков и символов, заложенных в архитектуре родного города, стимулированием вопросительной активности ребенка.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда в ходе образовательной деятельности устанавливается связь поколений и noзнание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого. Мы стараемся создать фольклорно-насыщенную среду. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, частично должны быть национальными, присущими данной географической местности. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Следует подчеркнуть, что эффективность воспитания дошкольников при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:

административно-управленческом: построение системы краеведческой работы в ДОУ;

организационно-методическом: сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов:

воспитательно-образовательном : деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающей среды материалами о городе, в котором живёт ребёнок.

Подводя итог, можно сделать вывод, что построение образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении на краеведческом материале позволяет решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития детей:

• формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края;

• развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;

воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

• развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа);

• формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. Систематическая работа педагогов, родителей и других взрослых людей способствует постепенному расширению понятия «родной дом». Это уже и родной город, родной край. Позже - не только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина - Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля - наш общий родной дом.

Публикации по теме:

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональный компонент в воспитании дошкольников
Опубликовано: 21 августа 2013 в 14:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД