Ирина Владимировна Пуляевская
Региональный компонент в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Доброго вам времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю вам свой опыт работы. В соответствии с новыми требованиями к структуре образовательной программы изучение регионального компонента должно составлять не менее 20 %. Наше дошкольное учреждение большое внимание уделяет изучению регионального компонента. С целью осуществления преемственности с педагогами в своей работе я так же решила использовать региональный компонент. Так как основная цель логопедических занятий- устранение речевых нарушений дошкольников я решила подобрать такой материал, который бы позволял решать основные задачи – закреплять правильное звукопроизношение и формировать речевые навыки дошкольников.
Публикация «Региональный компонент в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
С целью закрепления правильного звукопроизношения на каждый трудный звук, отрабатываемый на занятиях я стала подбирать материал и оформлять его в картотеки. В картотеки вошли:
(На примере звука Л)
• Названия: растений, животных, грибов, рыб, птиц, насекомых, относящихся к Усть-Кутскому району.
• К каждому из них подобрала соответствующий иллюстративный и речевой материал –стихи, считалки, пословицы и поговорки, речевки, пальчиковые игры
Затем возникла идея оформить имеющийся материал в альбомы для формирования звукопроизношения. Альбомы получили названия «Сибирская азбука».
Материал в них расположен следующим образом:
• Название растения (животного и пр.)
• Краткий справочный материал
• Лексический материал
• Стихи для закрепления звука в связной речи слайд 8
• Стихотворения
• загадки, пословицы и поговорки
Например. в альбоме по формированию звука «Л» всего представлено 32 вида животных, птиц, рыб, растений, насекомых нашего края. В ходе работы альбомы я пополняю новым иллюстративно-речевым материалом. Такие же альбомы я сделала для звуков "С"-"З", "Ц", "Ш"-"Ж", "Р". Сейчас занимаюсь подборкой материала для альбома на звуки "Ч"-"Щ".
Альбомы удобно использовать с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а картотеки удобно использовать в совместной работе с воспитателями и родителями детей.
Были подобраны дидактические игры:
• «Кто где живет?»
• «Жители тайги»
• «Как зовут тебя, деревце?»
Детям предлагала такие задания, как:
• Подбери травоядных животных, хищных, птиц, растения (на заданный звук);
• Исключи лишнее животное (лось-волк- белка- крокодил)
• Подбери детенышам их мам (белка-бельчата, волчица-волчата)
• Собери на шнурок картинки птиц (животных, растений и т. п) нашего края и расскажи об одной из них;
• Выбери картинку с животным (птицей, рыбой и пр.) на заданный звук и составь краткий рассказ
Закрепляя правильное звукопроизношение и формируя у детей речевые навыки, развивала такие психические процессы как, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание.
В процессе работы с использованием регионального компонента создано презентаций к индивидуальным и подгрупповым занятиям, например, такие как : «Животные нашего леса», «Погружение на дно Байкала», «Знакомство Лунтика с нашим городом», «Космическая азбука», «В зоопарке», «Подводный мир», «Путешествие пчелки Майя» и другие
В прошлом учебном году в рамках городского конкурса был изготовлен макет г. Усть-Кута и реки Лены.
На подгрупповом занятии вместе с детьми мы заселили его теми рыбами, растениями и животными, которые обитают (растут) в Усть-Кутском районе.
Каждый ребенок выбирал животных, птиц рыб и растения с тем звуком, произношение которого отрабатывалось на занятиях.
С середины сентября совместно с родителями и детьми мы создали книгу, где каждый ребенок стал автором собственной странички.
К каждому звуку, над которым ребенок работал на занятиях, его родителями были подобраны иллюстрации с представителями растительного и животного мира нашего края, в названиях которых есть соответствующие звуки. Так звуки «Л»-«ЛЬ»есть в словах лось, малина, елец. Поэтому иллюстрации этих животных, растений и представлены на странице книги вместе с буквой «л». К «своим» звукам- буквам дети делали разную работу – рисунки, аппликации, мини-коллажи.
Вместе с родителями они по- своему каждый украшали свои странички, подбирали речевой материал: загадки, пословицы, стихи.
Работа над своими страничками продолжалась на подгрупповых занятиях. Например, ребятам предлагается небольшой рассказ о жительнице нашего края, в чьем название есть звук «Р»– рыси, об ее внешнем виде, образе жизни. Для упражнения в подборе слов на определенный звук, ребятам предлагалось ответить на вопросы - какие еще названия птиц, грибов начинающихся на звук «р» они знают : через ответы на вопросы, решение различных проблемных ситуаций увеличивался словарный запас детей, расширялась их речевая практика, развивалось умение работать в подгруппах. Каждый на своей странице сделал ту букву, которая обозначала отрабатываемый детьми звук. Единственное требование, предъявляемое к буквам - их объемность, было выдвинуто в связи с необходимостью развития мелкой моторики рук детей, подготовки руки к письму.
Поэтому родители для своих детей приготовили необычный материал-мех, фольгу, губки для мытья посуды, крупу, ткань, макаронные изделия.
Закрепление правильного звукопроизношения- совсем непростое для будущих первоклассников, и порою довольно однообразное дело, требующее многократного повторение слогов, слов, с заданным звуком, Но работа с книгой не утомляла детей, а вызывала у них интерес- каждому хотелось украсить свою страничку как можно лучше. Они сравнивали свою работу с работой товарищей, отгадывали загадки друг друга, гордились, когда хвалили и благодарили за помощь их родителей.
Работа с макетом, создание книги позволило в новой, нетрадиционной форме закреплять правильное произношение, формировать речевые навыки детей, закреплять графический образ звуков, развивать мелкую моторику.
Таким образом, использование регионального компонента в логопедической работе позволяет :
Расширять словарный запас детей, воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
• Работать в тесном сотрудничестве с родителями;
• Осуществлять взаимодействие с педагогами ДОУ.
Желаю Вам успехов в работе!