Данилова Екатерина
Речевые патологии: причины нарушения, классификации
▼ Скачать + Заказать документы
Речь включает 4 компонента:
1. фонетический (звукопроизношение, голос, темп, ритм,
интонация);
2. фонематический (слух, анализ, восприятие);
3. лексический (словарный запас, пассивный и активный);
4. грамматический.
Все компоненты тесно связаны, представляют единое диалектическое
целое. Нарушение хотя бы одного ведет к целенаправленной
логопедической работе.
Существует несколько классификаций нарушения речи, базовые:
педагогическая и медицинская (клиническая).
В основу педагогической классификации положено изучение
Темочки:
структуры речевого дефекта, т. е. изучение как пострадал каждый
компонент языка, в каком он состоянии. На основе этого выделяют:
фонетическое нарушение (дефекты звукопроизношения и
просодики);
фонетико-фонематическое нарушение (страдает не только
звукопроизношение, но и звукоразличение, которое вызывает
сложность в обучении грамоте);
общее недоразвитие речи (ОНР) (у детей страдают все компоненты
языка, у взрослых- распад речи при нарушении всех компонентов
языка (афазия).
Клиническая классификация (в основе-клиника проявления
нарушений)
1. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном
физическом слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
2. Дизартрия – нарушение фонетической стороны речи,
обусловленное органическим поражением ЦНС.
3. Ринолалия – характеризуется нарушением тембра голоса и
звукопроизношения, обусловленное дефектами анатомического
строения речевого аппарата.
4. Алалия – системное недоразвитие или отсутствие речи,
обусловленное органическим поражением либо недоразвитием речевых
зон коры головного мозга.
5. Афазия – распад речи, связанный с органическим поражением
различных зон КГМ.
6. Заикание (логоневроз) – нарушение темпа, ритма, плавности
речи, обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
7. Афония – отсутствие голоса.
8. Дисфония – частичное нарушение голоса.
9. Фонастения – особая форма нарушения голоса, проявляющаяся
в его слабости.
В своей работе логопед должен опираться не только на знание клинических
особенностей, но и должен хорошо знать физиологические особенности развития речи и не путать патологию с физиологическими расстройствами.
Основной целью логопедии является исследование закономерностей
воспитания и обучения человека с нарушением речевого развития. Перед
логопедией стоят следующие задачи:
1. Изучить причину речевого расстройства. Выявить первопричину,
установить следствие.
2. Исследовать более глубоко все структурные компоненты языка, на
основе которых может быть дано заключение о состоянии всех структурных
компонентов языка.
3. На основе научного анализа разработать принципы и систему
приемов преодоления и предупреждения нарушений речи.
При анализе речевой патологии, как правило, руководствуются
принципами Р. Е. Левиной:
1) Принцип развития.
2) Принцип системного подхода
3) Принцип связи речи с другими сторонами психической деятельности
человека.
Остановимся подробно на каждом:
1) Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения
дефекта. Данный принцип позволяет:
А) выделить первопричину нарушения и вытекающие следствия
Б) разработать научно-обоснованные пути коррекционного воздействия
В) спланировать и разработать мероприятия по предупреждению
нарушения речи.
Таким образом, этот принцип позволяет воздействовать в коррекционной
работе на первопричину и правильно спланировать мероприятия по
предупреждению нарушений речевого развития, позволяет правильно определить клиническую форму речевого расстройства, т. е. клинический диагноз.
2) Принцип системного подхода.
Язык, как средство общения, представляет собой единое целое. Все
компоненты речи, структурные компоненты языка: фонетика, лексика,
грамматика, фонематика структурно связаны, взаимообусловлены. Грубые
нарушения хотя бы одного компонента речи влекут за собой нарушения других
компонентов речи. Этот принцип говорит о том, что логопеды должны изучать,
анализировать не только видимое нарушение какого-то компонента речи, но все компоненты языка, чтоб правильно определить объем нарушений каждого
компонента и его характер. Данный принцип предполагает анализ связи, существующий между различными нарушениями, понимание значимости этих связей.
Анатомический дефект
Неправильная функция
Нарушение моторики речевого аппарата
Неправильная артикуляция
Неправильное звукопроизношения
Нарушение фонематического слуха
Нарушение в формировании ЛГСР
Нарушение процесса письма
Таким образом, этот принцип позволяет логопеду правильно формировать
педагогический диагноз, т. е. верно определять структуру речевого дефекта
(объем и характер нарушения всех компонентов языка).
3) Принцип связи речи с другими сторонами психической деятельности
человека.
Речевая деятельность человека формируется и функционирует в тесной
связи с другими психическими процессами, поэтому нарушение какого-либо
психического процесса может усугублять дефекты речи или вызывать ту или
иную речевую аномалию.
ПРИ АНАЛИЗЕ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ ЭТОТ ПРИНЦИП ОБЯЗЫВАЕТ
ЛОГОПЕДА ИЗУЧАТЬ НЕ ТОЛЬКО СТРУКТУРУ РЕЧЕВОГО ДЕФЕКТА, НО
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА. Поэтому обязывает при
ведении логопедической работы воздействовать не только на речь, но и на те
психические процессы, которые учитывают в образовании речи или в
образовании речевого дефекта или усугубляют этот дефект.
Таким образом, этот принцип позволяет выяснить, что является первичным
нарушением : речь или психические процессы, поэтому можно правильно
определить АОП/АООП.
Методы изучения речевой патологии
В книге «Основы теории и практики логопедии» /под ред. Р. Е. Левиной
Беседа. Наблюдение. Педагогический эксперимент. Изучение
педагогической и медицинской документации. Особенности динамического
изучения. Преодоление речевых нарушений осуществляется комплексным методом, который включает в себя:
педагогической воздействие;
логопедической воздействие;
медицинской воздействие.
Педагогическое воздействие осуществляется в форме воспитания и
перевоспитания речи. Медицинское воздействие включает в себя различные мероприятия узких специалистов, которые помогают нормализовать речь ребенка. Это хирурги, ортодонты, неврологи, эндокринолог, педиатр, психотерапевт, физиотерапевт и пр.
Логопедическое воздействие учитывает клиническую форму речевого
расстройства и структуру речевого дефекта, поэтому объем и виды работ по
коррекции речевого нарушения могут быть разные.
Логопедия связана с философией, она вооружает логопеда методом
научного познания. Учит видеть в педагогических явлениях законы диалектики.
Логопедия тесно связана с физиологией, она опирается на учения Сеченова,
Павлова, Анохина, Ухтомского, Бернштейна. Основные положения о
деятельности ЦНС.
Логопедия тесно связана с психологией, опирается на особое учение о речи
Л. С. Выготского, а так же его последователей – А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева,
П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др.
Логопедия связана с невропатологией, оториноларингологией,
лингвистикой, общей педагогикой, тифлопедагогикой, сурдопедагогикой,
олигофренопедагогикой. Логопедия широко использует данные о
закономерности речевого развития в норме.
Классификация дефектов звукопроизношения
1) Антропофонические (фонетические) дефекты.
При них нарушено звуопроизношение по типу искажения.
2) Фонологические (фонематические) дефекты.
Проявляются заменой, смешением, отсутствием звука. При этих дефектах
страдает фонематическая система. В зависимости от того, какая фонетическая группа или фонема пострадала выделяют следующие дефекты:
1. Нарушение по типу искажения свистящих и шипящих называют
сигматизм
Фонологические дефекты этих фонем называют парасигматизм.
2. Нарушение фонем Л и Л’ по типу искажения называют ламбдацизм.
Фонологические нарушения этих фонем – параламбдацизм.
3. Искажение фонем Р и Р’ по типу искажения называют ротацизм.
Фонологические нарушения этих фонем – параротацизм.
4. Искажение фонем К и К’ по типу искажения называют каппацизм.
Фонологические нарушения этих фонем – паракаппацизм.
5. Искажение фонем Г и Г’ – гаммацизм.
Фонологические нарушения этих фонем – парагаммацизм.
6. Искажение фонем Х и Х’ – хитизм.
Фонологические нарушения этих фонем – парахитизм.
7. Искажение [ ] – йотоцизм.
Фонологические нарушения этой фонемы – парайотоцизм.
Особо выделяют нарушения озвончения, нарушения смягчения, нарушения
дифференциации звуков.
Р. Е. Левина выделяет 3 уровня нарушения звукопроизношения :
1) полное неумение правильно произносить звук или группу звуков;
2) неправильное произношение звуков в речи при правильном
произношении в изолированном виде или в каких-то словах, т. е. присутствует
правильный артикуляционный уклад;
3) недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по
звучанию (артикуляции) звуков при умении правильно произносить оба звука.
При нарушениях речевого развития может пострадать любой отдел
центральной нервной системы, могут быть аномалии в строении
артикуляционного аппарата, может быть тяжелое расстройство, нет одной
причины, которая приводит к нарушению, как обычно, их несколько, на первом
месте обычно
-родовая травма
Затем
-энцефалиты
-сосудистые заболевания мозга
-сосудистые заболевания вообще
-токсикозы беременности
-заболевания кровообращения
-инфекционные заболевания (краснуха, грипп, гепатит)
-токсоплазмоз
-ММД (минимальные мозговые дисфункции)
-РЦОН (резидуальная церебро-астеническая недостаточность).