Евгения Богаткина
Речевые нейроигры с камешками Марблс
▼ Скачать
Речевые нейроигры с камешками Марблс
Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач.
Публикация «Речевые нейроигры с камешками Марблс» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Игры с камешками Марблс разнообразны и позволяют построить свою работу так, чтобы способствовать развитию всех трех блоков мозга. Такие нейропсихологические игры активизируют различные зоны головного мозга, обостряют сенсорное восприятие и за счет образования новых нейронных связей улучшают межполушарное взаимодействие.
Речевые игры с камешками Марблс направлены на:
развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук,
развитие ориентировки на плоскости;
развитие фонетико-фонематического восприятия и автоматизацию звуков;
обогащение словарного запаса;
формирование грамматических категорий;
закрепление пространственных предлогов;
развитие фразовой речи.
Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой активности. Обладают они и расслабляющим эффектом, успокаивают тревожных детей и переключают внимание гиперактивных и возбудимых детей.
Игры с камешками выполняются двумя руками по очереди или одновременно.
Игра «Знакомство»
Цель: привлекать внимание ребенка к тактильному объекту, активизировать энергетический блок мозга.
Оборудование: емкость с камешками Марблс.
Задание: педагог обращает внимание на камешки и предлагает перебирать ка-мешки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие. Качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый. Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
Игра «Сухой бассейн»
Цель: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, активизиро-вать энергетический блок мозга.
Вариант 1
Перед ребенком глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находится ка-мешки Марблс. Педагог предлагает ребенку найти на ощупь заданный камешек.
Лежит наш клад на дне морском,
Засыпан золотым песком.
Свернувшись в небольшой клубок,
На камне дремлет осьминог.
Вариант 2
Перед ребенком глубокая чаша, наполненная шариками Марблс, среди которых мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти заданную игрушку на ощупь.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, формирование грамматических категорий, обогащение активного словаря.
Вариант 1
Если достанешь камешек-яблоко, то назови слово на зв. Ш, если сердечко - на зв. С.
Картинки яблони и сердца - заполнить камешками.
Вариант 2
Среди разных камешков нужно найди на ощупь собачку, выбрать картинку со звуком Р.
Вариант 3
Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предме-том, учась при этом правильно согласовывать существительные и прилагательные, Н-р, Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т. д.
Вариант 4
Если ребенок достает из мешочка цветочек, то называет качество предмета, если сердечко – его действие.
Игра «Сухой бассейн»
Цель: развивать фонематический слух, словарный запас, связную речь
Вариант 1
Перед ребенком глубокая чаша, наполненная шариками Марблс, среди которых мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и определить есть в её названии заданный звук или нет.
Вариант 2
Назови слово со звуком [М], если найдешь в сухом (из крупы) бассейне синий камешек, назови слово со звуком [М’], если найдешь зеленый камешек.
Вариант 3
Перед ребенком глубокая чаша, наполненная шариками Марблс, среди которых мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти заданную игрушку и на ощупь угадать ее, описать.
Игра «Не ошибись»
Цель: развивать умение выделять первый/последний звук в слове, дифференцировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Развитие слухового внимания.
- Назови первый (последний) звук в слове (без зрительной опоры). Если слово заканчивается на гласный звук – выбери сердечко, если на согласный – цветочек. Если согласный твердый – возьми синий камешек, если мягкий – зеленый.
Игра «Главный гласный»
Цель: учить выделять гласные звуки, делить слова на слоги.
Ребенок выбирает картинку, выделяет гласные звуки и в соответствии с этим выкладывает под картинкой красные камешки.
Игра «Назови, не ошибись»
Цель: учить называть звуки в слове по порядку, дифференцировать гласные-согласные, твердые-мягкие согласные звуки, обозначать нужным цветом.
Ребенок называет предмет или картинку, называет каждый звук в слове и характеризует его. Затем обозначает камешком под картинкой.
Игра «Волшебные обводилки»
Цель: автоматизация изолированного звука.
Ребенок выбирает два камешка, двигаясь навстречу друг другу, двумя руками рисует камешками узор по шаблону, при этом правильно произносит поставленный звук.
Игра «4 лишний»
Цель: учить выделять существенный признак, объединяющий все предметы, и определять лишний предмет. Автоматизация поставленного звука, развитие фразовой речи.
Перед ребенком 4 картинки, нужно выбрать лишнюю, закрыть левой рукой заданным камешком и объяснить свое мнение.
Игра «Внимательные ушки»
Цель: развивать фонематический слух и восприятие, дифференцировать звуки, смешиваемые в произношении.
Вариант1
Перед ребенком квадрат 3х3. Нужно левой рукой положить сиреневое сердечко, если в слове встретится звук [С], а правой рукой розовое сердечко, если встретиться слово со звуком [Ш].
Вариант 2
Ребенок слушает и закрывает картинки с определенным звуком разными камешками.
Игра «Крестики-нолики»
Цель: развивать фонематический слух, умение подбирать слова с заданным звуком.
Берем 2 цвета камешков синие и зеленые, работаем над звуком, дифференцируем по твердости-мягкости. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики-нолики», другой аналогично с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: закреплять умение определять позицию звука в слове.
Перед ребенком картинка, внизу которой схема позиции слова (3 квадрата вместе). Ребенок выбирает камешек и обозначает им позицию звука в слове, положив на определенное место на схеме (на первый квадрат, если звук в начале, на 2-й – если в середине, на 3-й – если в конце).
Игра «Дорожка к дому»
Цель: дифференциация звуков в словах и словах, развитие способности к переключению.
Ребенок выкладывает дорожку от одного дома к другому, сначала чередуя камешки 2-х цветов, затем выкладывая в любой последовательности (это вариант усложнения).
Берет мелкую игрушку и, проходя по дорожке в гости к другу, произносит заданные слоги или слова, Н-р, цветочек – СА, листочек – ША или красное сердечко – ЛАМА, розовое сердечко – РАМА.
Игра «Леденцовая конфета»
Цель: развивать умение подбирать слова на заданный звук или тему.
Игра для одного или нескольких человек.
Дети, подбирая слова, создают свою конфету, т. е. выбирают понравившиеся камешки и складывает в заготовку для конфеты. Одно слово – один камешек. Побеждает тот, чья конфета длиннее.
Игра «Чудесная коробочка»
Цель: развивать умение подбирать слова на заданный звук, автоматизация звука в словах.
Нужно назвать слово со звуком [К], положить в коробочку камешек сиреневого цвета.
Игра «Кто быстрее»
Цель: развивать умение подбирать слова на заданный звук, умение быстро переключать внимание и сосредотачиваться.
Участвую от 2 до 5 человек. Ребенок получает камешек за каждое правильно подобранное слово на заданный звук и рисует определенный предмет по образцу. Побеждает тот, кто наберет больше камешков и закончит рисовать первым.
Игра «Клумба»
Цель: развивать умение подбирать слова на заданный звук, автоматизация звука в словах.
Ребенок садит цветок (камешек) в клумбу. Если называет слово с заданным ав-томатизируемым звуком
Игра «Один-много»
Цель: развивать умение понимать грамматические категории.
Ребенок слушает название предметов, изображенных на игровом поле и закрывает картинку нужным камешком. Левая рука синим камешком закрывает картинку, на которой изображено много предметов, правая рука желтым камешком закрывает картинку с один предметом.
Игра «Слушай и считай»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, закрепить обобщающие понятия, формировать словарный запас, развивать логическое мышление.
Переложи из правой руки в левую столько камешков, сколько слов с заданным звуком ты услышишь в предложении или тексте или сколько слов ты услышишь на определенную тему (обувь, сколько услышишь правильных выражений.
Игра «Волшебный круг»
Цель: обобщить понятия, активизировать словарный запас предметов, признаков и действий.
Дети называют предмет из определенной темы и выкладывают заданный каме-шек на круг. Каждому надо взять свой камешек.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: активизировать словарный запас предметов, признаков, действий, закрепить навыки звуко-слогового анализа, развивать умение удерживать инструкцию.
Заранее определяется то, что обозначает каждый камешек, н-р, желтый – подобрать определение, синий – глагол, квадратный – слово из 5 звуков и т. д.
Затем камешки складываются в мешочек. Ребенок, доставая камешек, выполняет ранее оговоренное действие.
Игра «Сочини сказку»
Цель: развивать воображение, логическое мышление, умение грамматически верно оформлять высказывание, составлять связный последовательный рассказ.
Ребенку предлагается украсить картинку камешками Марблс или заполнить пустые места на картинке в соответствии с цветом фона и придумать рассказ. Рассказ может быть описательный, повествовательный, ребенок может составить загадку об этом предмете или закончить рассказ начатый взрослым.
Игра «Исправлялки»
Цель: закрепить зрительный образ букв, цифр.
В рамочке есть изображение буквы или цифры. Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.