Татьяна Архипова
Речевые нарушения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребёнка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребёнком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку.
Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово вдет в обратном направлении.
Публикация «Речевые нарушения у детей» размещена в разделах
Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования», реализации и контроля.
Все случаи речевых расстройств, когда ребёнок с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает патологиями речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи, называются речевыми нарушениями.
Как правило, ребёнок с речевыми нарушениями весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения - это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов. Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затруднённость и формируется нормальноесловопроизношение; от того так важно вовремя диагностировать патологии речи и начинать их коррецию.
Чаще всего расстройства речи детей младшего школьного возраста возникают в детском возрасте. В тяжёлых случаях речевых нарушений, ребёнок не только не может ясно и чётко говорить сам - он плохо воспринимает и усваивает чужую звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас. Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова, так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к коррекции речи, у ребёнка возникают серьёзные проблемы общения со сверстниками и взрослыми, и, как следствие - развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала.
У большинства детей звукопроизношение достигает языковой нормы к 4-5 годам. Чаще всего дефекты речи бывают обусловлены тем, что у ребёнка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или артикуляторные позиции сформировались неправильно, вследствие чего продуцируются искажённые звуки;
Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.
В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи они занимают значительное место
Поскольку речь - особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в её развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Ещё одно непременное условие - полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребёнка. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Нарушения речи могут быть обусловлены задержкой в формировании определённых функциональных систем. Речевые нарушения у младших школьников встречаются как в устной так и в письменной речи.
Так в устной речи учащихся встречаются такие нарушения : ухудшаются произношение, речевой слух и способность усваивать грамматические правила родного языка, наблюдается полное или частичное отсутствие речи, отсутствие речи, вызванное поражением мышц или нервов, участвующих в произношении. резко уменьшается словарный запас, ребёнок плохо понимает обращённую к нему речь, в результате нарушается формирование собственной речи, ухудшается память и умение концентрировать внимание.
Нарушения речи подразделяются на две группы: нарушение средств об-щения и нарушения в применении средств общения. Нарушения средств общения включают фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (ОНР).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Выделяются следующие основные проявления этого состояния:
- недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем двух и даже трёх других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш: «тюмка» (сумка, «тяска» (чашка, «тяпка» (шапка);
- замена одних звуков другими. Звуки, сложные для произнесения, заме-няются более лёгкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф - вместо ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д: «табака» (собака);
- смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других - заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребёнок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например: «Сторялстлогаетдошку» вместо «Столяр строгает доску» (5, с. 137).
Подобные нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем, которое подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха препятствует полноценному осуществлению звукового анализа слов. Именно поэтому в школьном возрасте данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.
К речевым нарушениям у детей младшего школьного возраста относятся различные сложные речевые расстройства, при которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Под речевыми нарушениями у детей младшего школьного возраста понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранённым интеллектом.
Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста неоднородны по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи. В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Нарушение может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного её состояния до развёрнутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Наиболее часто у первоклассниковвстречаются:
Несформированность звуковой строны речи. Здесь, чаще всего, наблюдается неавтоматизированность поставленных звуков, смешения близких звуков, замены, нечёткость и вялость артикуляции.
Незаконченность формирования фанематического восприятия.
Несформированность фонематического анализа и синтеза.
Нарушение звуко-слоговой структуры при произношении наиболее трудных слов.
Бедность словарного запаса.
Нарушения в грамматическом оформлении речи.
Низкий уровень обобщений.
Слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
Недостатки внимания и памяти.
Несформированность временно-пространственных представлений.
Затянувшийся процесс латерализации, когда окончательно не определился ведущий из парных сенсо-моторных органов.
Трудности динамической и кинетической организации движений руки, за-трудняющие усвоение графо-моторных навыков.
Недостатки эмоционально-волевой сферы.
Для устранения этих нарушений необходима комплексная система кор-рекционного воздействия. Только систематическая кропотливая работа, часто занимающая не один год, даёт хорошие результаты.
Советы дефектолога
Если Вы заметили, что у вашего ребёнка-первоклассника трудности в ов-ладении письмом и чтением, приходите на консультацию к учителю-логопеду. Приносите с собой его тетради.
Если у вашего ребёнка выявлены нарушения письма и чтения, то ребёнка необходимо обследовать у детского невролога, сделать электроэнцефалограмму, доплерографию сосудов головного мозга.
При необходимости врач назначит курс лечения, который надо обязательно выполнять. Ведь на фоне лечения коррекционная работа будет более эффективной, быстрее достигнет желаемого результата.
Ребёнка с трудностями в учёбе, поведении обязательно сводите на кон-сультацию к психологу. Если будут предложены занятия, не отказывайтесь.
Будьте внимательны к проблемам ребёнка, не ругайте за ошибки и плохие оценки, если он старается, будьте терпеливы.
Контролируйте выполнение домашних заданий, помогайте найти и исправить ошибки. Но не делайте работу вместо ребёнка!
Если ребёнок плохо читает, то он, естественно, и не любит читать. Тогда читайте вместе (хором, по очереди, по ролям, за лидером и т. д.). Подби-райте занимательные для ребёнка книги, интересно изданные, с элементами игры.
Обсуждайте прочитанный материал, учите детей пересказывать и выра-жать свои мысли. Это развивает и связную речь, и мыслительные процессы. Не получается – поправьте, дайте образец, наводящие вопросы.
Приходите чаще к логопеду, спрашивайте, советуйтесь, принимайте уча-стие в коррекционной работе. Ведь только совместными усилиями можно помочь ребёнку.