Воробьёва Зоя Михайловна
Речевые игры с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 52 «Берёзка»
Составила воспитатель второй группы раннего возраста
Воробьева Зоя Михайловна.
Речевые игры с детьми раннего возраста.
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
Публикация «Речевые игры с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью. Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести работу по развитию речи воспитанников. Важную роль играет побуждение детей к выполнению просьб, поручений, советов (в быту, игре). При этом ребенок учится устанавливать связь слова с предметом и действием, выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Игры, побуждающие детей сопровождать свои действия словами, рассказывать о своих впечатлениях, отвечать на вопросы. Многие игры и занятия сопровождаются стихами, потешками, песенками, поговорками, которые отражают знакомые детям события. Задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться и постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Очень важным является развитие у детей мелкой моторики — движений кистей и пальцев рук. Эти упражнения стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего в том числе и за развитие мелкой моторики.
Работая с детьми, я использую все игровые приемы, наглядности, действия с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т. д.
Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на листик, снежинку.» Вырезать из салфетки листочек. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы листик слетел с ладони. Зимой можно снежинку.
2. «Бабочка,самолет летает». Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги или самолетик (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на сделанную игрушку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика. Цель: развитие артикуляционного аппарата
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Свои губы укреплять.
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Ждут нас быстрые ракеты,
Для полета на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Но в игре секрета нет,
Опоздавшим места нет.
.
3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес»,"Мы в густом лесу гуляли. " «Гуси, гуси,га-га-га.».
4. Логоритмические игры с самомассажем.
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
Дружно ручки поднимаем,
Ручки вниз мы опускаем,
Кулачки мы крепко сжали,
Кулачками постучали,
Ножками потопали — топ-топ,
Ручками похлопали — хлоп-хлоп.
5. Игры – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
.
6. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
7. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
"Ежик"
Ежик,ежик,чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Спрячем в руки мы ежа,
Не найдет его лиса.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился. Сначала одной рукой, потом другой.
Театрализованная игра” Вышла курочка гулять”.
Дети исполняют роли цыплят, воспитатель курочки.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз. Исполнения роли и движений на слова песенки.
Очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребенка. Речь помогает ребенку регулировать свое поведение, оценивать его. Именно речь позволяет малышу осознанно формулировать цели своих действий, отбирать для их осуществления необходимые средства, создавать воображаемый игровой план.
Овладение речью имеет огромное значение для вхождения ребенка в общечеловеческую культуру. Слушая сказки, стихи, песни, играя, малыш с ранних лет приобщается к истокам народного творчества, знакомится с произведениями детских писателей и поэтов, у него формируется интерес к книге.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.
Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными. Спасибо за внимание!