Людмила Ушенина
Речевое развитие дошкольников путем применения «семантических полей»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольников путем применения «семантических полей»
Подготовила: учитель-логопед Ушенина Л. А.
высшая категория
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Белочка» e-mail:ushenina@inbox.ru
В век бурного развития технического прогресса и быстро изменяющихся социально – экономических условий, резко изменяется и социум, а следовательно и само общество. Именно современное общество запрашивает на сегодняшний день коммуникабельного, высокообразованного человека.
Перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Острой проблемой для дошкольного образования, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность образования влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения, развития личности. Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет огромное общеобразовательное и практическое значение, особенно в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Я работаю в ДОУ комбинированного вида в компенсирующей группе с воспитанниками с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, у которых нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом, так как для них, свойственно позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи, в дальнейшем наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия.
Проблема развития словаря у детей, имеющих нарушение речевого развития, является актуальной.
Развивая словарь, мы подготавливаем ту базу, на основе которой идет совершенствование фонематической стороны речи. Своевременное развитие словаря - главный фактор подготовки к школьному обучению.
Исследования психологов Выготского Л. С. и Лурия А. Р. показывают, что слово не только указывает на определенный предмет, действие, качество или отношение, слово вызывает к жизни целый комплекс ассоциаций, то есть за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т. д.
Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, по определению Л. А. Лурия называется «семантическим полем».
Наиболее эффективным приёмом развития словаря является работа с детьми с семантическим полем. Образовательная деятельность строится через развитие лексико-грамматического строя речи на основе расширения «семантических полей» и организации игр и игровых упражнений.
Ознакомившись с авторской разработкой д. п. н. Репиной З. А. и соавторов Васильевой, Ведерниковой «Поле речевых чудес» для младших школьников с речевыми патологиями, адаптировала данную методику для детей с ОНР, ЗПР дошкольного возраста.
З. А. Репина, Т. В. Васильева представляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами.
Структура «семантического поля» представлена определённым алгоритмом, который включает в себя:
• Ядерное слово
• Родственные слова (однокоренные)
• Слова - названия действий предметов
• Слова - признаки предметов
• Слова - синонимы
• Слова - антонимы
• Словесные логические задачи.
На основе ассоциаций, которые вызывает ядерное слово, ребенок создает периферию «семантического поля» - концерны (расшифровка по кольцам). Включение взрослого в процесс построения и функционирования семантических полей открывает колоссальные возможности для коррекции недостатков и развития речевых способностей детей, в том числе и в развитии связной речи. Задачами этого направления работы являются обучение ребёнка пониманию многозначности слова, овладение синонимами и антонимами, умению правильно понимать, выбирать и употреблять слова в различных контекстах.
Пользоваться схемой (структурой семантического поля) удобно, она – опора для педагога, некий план, который можно выполнить с помощью любых словесных игр. Мной были подобраны из разных источников игры и игровые упражнения, которые направлены на формирование семантического поля, всё обучение происходит в играх.
В центре «семантического поля» помещается ядерное слово (картинка с изображением предмета или сам предмет). Обозначить ядерное слово можно различными путями – загадка, игрушка, картинка и так далее.
Дидактическая игра «Угадай слово»
Задание: Послушайте загадку и скажите отгадку: Белая скатерть все поле укрыла. Что это? (снег)
На основе слова «СНЕГ» мы выстраиваем «семантическое поле».
(лексическое значение слова: СНЕГ – это атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.)
Игры для развития семантического поля.
Концерн родственные слова (на поле помещается карточка «Семейка слов»)
Очень мы похожие,
Как родственники схожие.
Мы живём одной семьёй,
Поиграть хотим с тобой.
Дидактическая игра «Слова родственники»(размещаются картинки вокруг ядерного слова)
Цель: умение подбирать родственные слова
Детям предлагается закончить строчку подходящим по значению словом, образованным от слова «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег)
С неба всё летят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
На проселки, на лужок
Всё снижается … (снежок)
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик)
Рядом – снежная фигурка,
Эта девочка - … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой … (снегири)
Не машина, просто клад
Мчит по снегу (снегокат)
Под сугробы снежные
Прячутся ….(подснежники)
Другой вариант –
-Какие осадки выпадают зимой?
Дети. Снег.
-Кого лепят из снега?
Дети. Снеговика.
- Чего много намело?
Дети. Снега.
- Как называется цветок, который первым появляется из-под снега?
Дети. Подснежник.
И другие….
Игра «Один – много»
Цель: образование существительных единственного и множественного числа.
снежинка – снежинки – много снежинок снег — много снега, снеговик – много снеговиков и т. д.
Игра на изменение слов с помощью суффикса «Великаны и гномики»
У меня снежинка, у великана –, а у гномика маленькая ….
Концерн слова – действия
Подвижная игра «3 шага»
Цель: развитие глагольного словаря.
Дети стоят в кругу и проговаривают «по три шага прошагать и три действия назвать. Снег что делает? (идет, валит, сыплется, тает, падает, летит, кружится, сверкает, серебрится, блестит, накрывает)
Упражнение «А что вчера?»
Цель: употребление глаголов в прошедшем времени
Сегодня снег блестит, и вчера. (блестел)
Сегодня снег падает, и вчера.
Сегодня снег сверкает, и вчера.
Сегодня снег тает, и вчера.
Сегодня снег хрустит, и вчера.
Сегодня снег идет, и вчера.
Сегодня снег ложится, и вчера.
Сегодня снег кружится, и вчера.
Игра «Японская машинка» «Шкатулка» (Более сложный вариант игры, когда надо повторить все предыдущие слова, а потом своё, используется для накопления слов – действий.)
Концерн признаки
Дидактическая игра «Паутинка»
Детям предлагается сделать снежинку-паутинку из мотка веревки. Моток передается друг другу, дети называют слова-признаки, какой снег?
(Холодный, мокрый, мягкий, хрупкий, пушистый, колючий, хрустящий, колкий, блестящий, сверкающий, грязный, белый)
Дидактическая игра: «Собери снежки» (заполнение поля прилагательными)
Ком из снега (какой)
Королева из сказки (какая)
Хлопья из снега (какие)
утро со снегом (какое)
лес, укрытый белым снегом (какой)
сугробы из снега (какие)
Что было у вас в руках?
Игра на согласование прилагательных с существительными:
(с мячом, либо со снежным комом, снеговиком).
-О чём я могу сказать – снежная?
-горка, зима, крепость, баба, дорога, погода, ночь, туча.
-О чём я скажу – снежный?
-день, вечер, вихрь, лес, человек, ком.
-О чём я скажу – снежное?
-поле, облако, небо, пространство, безмолвие, настроение.
-О чём можно сказать – снежные?
-хлопья, фигурки, комья, равнины, горы, козы, перины, шубы, шапки.
Концерн синонимы. Слова синонимы «Близнецы - братья»
Мы слова похожие
Как родственники схожие.
Мы живём одной семьёй
Поиграть хотим с тобой.
Слова – родственники имеют общую (похожую) часть и связаны друг с другом по смыслу
Синонимы к слову "снег" (буран, зазимок, крупа, осадки, белые мухи, снежище, хлопья) зарисовка
Концерн антонимы.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Цель: развитие умения подбирать антонимы.
- Чай горячий, а снег (Холодный).
Земля черная, а снег (белый)
-весной снег грязный, в зимой….(чистый)
- летом осадки –дождь, а зимой – снег
Лёд твёрдый, снег мягкий,.
камень тяжёлый, а снежинка лёгкая
Слой снега в сугробе толстый, а на дороге (тонкий).
Концерн Словесные логические задачи.
Давая детям речевую логическую задачу, ставлю их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения, это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Словесное выражение связей и зависимостей предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли.
Предлагается послушать пословицу. Много снега – много хлеба. Дети рассуждают, о чем эта пословица.
Идет по дороге человек и на улице идет снег. Уточняется, что может идти не только человек, но и снег, транспорт, посылка и др.
Совместно с детьми идет работа по составлению предложений со снежными словами.
Работая над расширением «семантического поля» параллельно веду работу над усвоением грамматических категорий языка:
• образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (снеговик – снеговичок, снегирь – снегирёк, снег – снежок);
• образование множественного числа однокоренных слов (снеговик – снеговики, снежок – снежки, снегирь – снегири, снежинка – снежинки);
• согласование слов с числительными (посчитать всех снеговиков 1 снеговик, 2 снеговика… 5 снеговиков).
Желательно подобрать пальчиковую гимнастику согласно теме.
Пальчики мы загибаем
Дружно мы снежки считаем.
Один снежок, два снежка…
пять снежков.
Пальчики мы разгибаем
И снеговиков считаем
Один снеговик, два снеговика,
…пять снеговиков.
Постепенно идет усложнение лексико – грамматических игр, которые способствуют приобретению детьми умений и навыков по созданию семантических полей. Данная технология способствует развитию всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи.
В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и между словами возникают ассоциативные связи. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем, как в онтогенезе. На одной теме ребенок усваивает за 1 день от15 до 20 слов и до 93слов (в течение недели)
Следует отметить, что обучение и воспитание детей с ОНР показывает на то, что они обладают довольно большим потенциалом и в результате организованного коррекционного воздействия достигают значительных успехов. К концу обучения в подготовительной группе в развитии детей наблюдалась положительная динамика. Из десяти воспитанников с ТНР и ЗПР диагноз снят у шести детей. Четыре ребёнка со значительным улучшением в речевом развитии.
Использование в работе логопеда с детьми технологии семантических полей З. А. Репиной, у дошкольников повышается речевая мотивация и коммуникативные возможности. Специально созданные и реализованные условия способствуют воспитанию языкового чутья, формированию умения чувствовать живое слово, обучают использованию качественной лексики в собственных высказываниях.
Литература:
1. Выготский Л. С., Развитие высших психических функций. //М: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
2. Лурия АР. Язык и сознание. М. Изд-во Москва ун-та, 1970.
3. Репина З. А., Васильева Т. В, Ведерникова А. Д. Поле речевых чудес. // Екатеринбург УИФ «Наука» 1996.
4. Репина З. А. Психолингвистический подход к изучению коррекции словаря у детей с ринолалией. // Уральская русистика и специальное образование. Екатеринбург: Урал, гос, пед. ун-т, 1995.