Приложение МААМ

Речевое развитие дошкольников посредством упражнений для мелкой моторики

Мумине Усеинова
Речевое развитие дошкольников посредством упражнений для мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Вопрос полноценного развития речи детей по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная [1]. Актуальность исследования также несомненна, так как соответствует требованиям к реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО). В ФОП ДО обозначены задачи речевого развития дошкольников всех возрастных групп: формирование словаря; формирование звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; мотивация интереса к художественной литературе; подготовка к обучению грамоте [2].

Публикация «Речевое развитие дошкольников посредством упражнений для мелкой моторики» размещена в разделах

Огромную роль в данном процессе играет сформированность мелкой моторики детей. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [3].

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровьесберегающих технологий, которая в свою очередь, связана с речью детей. Благодаря развитию мелкой моторики повышается тонус коры головного мозга, развиваются речевые центры коры головного мозга, стимулируется развитие речи ребенка, улучшается артикуляционная моторика, развивается чувство ритма и координация движений.

Основные виды развития мелкой моторики у ребенка-дошкольника:

– пальчиковые игры;

– лепка;

– игры с маленькими предметами;

– рисование;

– пальчиковый массаж;

– различные действия, связанные с ручной работой (закручивание крышек, перебирание бусин, разрывание листов бумаги, собирание мозаик, вырезание) [4].

Развлекательные занятия, способствующие развитию мелкой моторики детей:

Пальчиковые. Они считаются уникальным способом развития детской речи. Вместе с упражнениями дети заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т. д.

Оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея – следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым.

Шнуровка – вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем.

Игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т. д.).

Лепка из глины, теста, пластилина.

Массаж ладоней и пальцев рук. Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук от пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей [3].

Игры, способствующие развитию мелкой моторики, в которые родители могут играть с ребенком дома. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д. Приведем несколько простых и доступных примеров:

1. Игра с крупой. Насыпать в тарелочку горох, с какой-либо другой крупой и предложить ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку.

2. Игра с грецкими орехами. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: «Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех».

3. Игра с массажными мячиками. Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова:

Тише мяч не торопись,

Ты по ручкам прокатись,

Ты по ножкам прокатись,

И обратно возвратись.

4. Чудо–прищепки. При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину – разноцветный хвост и т. п.

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, без речевого сопровождения:

1. «Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Поздороваться» пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.

2. «Человечек» – указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки – «бегает» по столу.

3. «Слоненок» – (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.

4. «Очки» – образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

Все эти игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Таким образом, мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И в дополнение к этому, развивать мелкую моторику.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игрРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игр Каталог авторских игр по развитию мелкой моторики. Главная цель применения в практике совместной деятельности с детьми игр на развитие моторики.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда»Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда» Проект в ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики через Бизиборд» I.Структура проекта: Актуальность В дошкольном образовательном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольников посредством упражнений для мелкой моторики
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 09:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие дошкольников посредством упражнений для мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Мумине Усеинова (УИ 3416500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД