Мумине Усеинова
Речевое развитие дошкольников посредством упражнений для мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос полноценного развития речи детей по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная [1]. Актуальность исследования также несомненна, так как соответствует требованиям к реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО). В ФОП ДО обозначены задачи речевого развития дошкольников всех возрастных групп: формирование словаря; формирование звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; мотивация интереса к художественной литературе; подготовка к обучению грамоте [2].
Публикация «Речевое развитие дошкольников посредством упражнений для мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Огромную роль в данном процессе играет сформированность мелкой моторики детей. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [3].
К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Развитие мелкой моторики у детей является частью здоровьесберегающих технологий, которая в свою очередь, связана с речью детей. Благодаря развитию мелкой моторики повышается тонус коры головного мозга, развиваются речевые центры коры головного мозга, стимулируется развитие речи ребенка, улучшается артикуляционная моторика, развивается чувство ритма и координация движений.
Основные виды развития мелкой моторики у ребенка-дошкольника:
– пальчиковые игры;
– лепка;
– игры с маленькими предметами;
– рисование;
– пальчиковый массаж;
– различные действия, связанные с ручной работой (закручивание крышек, перебирание бусин, разрывание листов бумаги, собирание мозаик, вырезание) [4].
Развлекательные занятия, способствующие развитию мелкой моторики детей:
Пальчиковые. Они считаются уникальным способом развития детской речи. Вместе с упражнениями дети заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т. д.
Оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея – следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым.
Шнуровка – вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем.
Игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т. д.).
Лепка из глины, теста, пластилина.
Массаж ладоней и пальцев рук. Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук от пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей [3].
Игры, способствующие развитию мелкой моторики, в которые родители могут играть с ребенком дома. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д. Приведем несколько простых и доступных примеров:
1. Игра с крупой. Насыпать в тарелочку горох, с какой-либо другой крупой и предложить ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку.
2. Игра с грецкими орехами. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: «Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех».
3. Игра с массажными мячиками. Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова:
Тише мяч не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
4. Чудо–прищепки. При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину – разноцветный хвост и т. п.
Пальчиковые упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, без речевого сопровождения:
1. «Пальчики здороваются» – кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. «Поздороваться» пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
2. «Человечек» – указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки – «бегает» по столу.
3. «Слоненок» – (средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги) «идет» по столу.
4. «Очки» – образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Все эти игры увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Таким образом, мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И в дополнение к этому, развивать мелкую моторику.