МААМ-картинки

Речевое развитие детей дошкольного возраста

Ольга Хлебко
Речевое развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие детей дошкольного возраста.

Автор: Хлебко О. В

Аннотация: в данной статье предложена система работы с детьми, в процессе которой решаются задачи речевого развития дошкольников. Описание средства, способствующие развитию речи дошкольников, и применяемые на практике современные образовательные технологии.

Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: речевое развитие, система работы, формы работы, кейс-технологии. Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс становления социального ребенка. Речь – одна из линий развития ребенка. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. В возрасте 3-7 лет начинают проявляться индивидуальные собственности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что в этот период завершается становление речи. У многих детей не развита именно связная речь. Важно обратить внимание на речевое развитие детей, так как к моменту поступления в школу может возникнуть множеству проблем:

- речь, состоящая из простых предложений, неспособность грамматически правильно построить предложение;

- бедность речи, недостаточный словарный запас;

- неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ;

- неспособность построить сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами;

- отсутствие навыков культуры речи.

Более подробно хочу остановится на обучении диалектической речи. Обучение диалектической речи в нашей группе протекает в следующих формах: в свободном речевом общении, в организованной деятельности и в игре. В свободном речевом общении используем неподготовленную беседу. Она проводится на прогулке, во время игры и т. д. неподготовленная беседа является для детей, а воспитатель должен быть подготовлен к любому виду общения. Можно использовать и организованную беседу.

В беседе мы:

- уточняем и упорядочиваем опят детей;

- воспитываем у детей правильное отношение к окружающему;

-приучаем детей последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

- учим просто и понятно излагать свои мысли.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести дидактическую игру, сюжетно-ролевую игру, драматизацию, предусмотренную обменом высказывания, передачу литературных текстов по ролям.

Для развития монологической речи ы используем:

- пересказ;

- самостоятельный рассказ на заданную тему;

- рассказ-описание;

- рассказ по сюжетной картине;

- рассказывание с элементами творчества.

Все эти средства способствуют развитию дошкольников для решения этой проблемы мы используем современные образовательные технологии. При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

- ориентация на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры и общества;

- личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

- взаимосвязь речевого и познавательного развития;

- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Ведущую роль играют следующие технологии:

-технология проектной деятельности;

- технология развития детского речевого творчества;

- технология группового взаимодействия детей;

- технология поисково-исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникативные технологии;

-технология коллекционирования;

- кейс-технологии.

Подробнее хотелось бы остановиться на кейс-технологии. Использование кейс-технологии предполагает знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представления своего взгляда на ее решение. Кейс-технологии имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. В нашей группе мы используем «фото-кейс». Его предназначение – развивать способность, находить различные проблемы и прорабатывать их решение. Важным достоинством «фото-кейса» является появление активного взаимодействия со сверстниками в процессе поиска возможностей. Предлагается фотография, текст с описанием сложившиеся ситуации, задача, требующая решения.

Ситуация разбирается по этапам:

- первый этап: подготовительно – мотивационный – знакомство с ситуацией, фиксируется внимание, создается положительно отношение к ней, подкрепляется чтением текста;

- второй этап: «Мозговой штурм» - предлагается поиск возможных решений проблем;

- третий этап: анализ последствий принятия решения – дети активно обсуждают альтернативный варианты верного решения, начинается словесная поисковая деятельность, в процессе которой педагог занимает место пассивного слушателя;

- четвертый этап: оценочно – рефлексивный – показывает умение обосновывать решение, происходит оценка приятного решения, формируются аналитические способности детей, умение выразить собственное отношение к проблеме.

В работе «фото-кейс» используем в рамках комплексно – тематического планирования, как часть совместной детской деятельности. Для того чтобы образовательный процесс стал эффективным, необходимы определенные условия: оригинальный кейс, определенная методика его использования в работе с детьми.

Дошкольники учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять и расширять свои знания, аргументировать свою точку зрения по отношению к другим. Считаю, что данные подходы к организации работы по речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ОО «Речевое развитие»Дидактические игры по ОО «Речевое развитие» Дидактические игры по О. О. «Речевое развитие» Дидактическая игра «Уникуб». Задачи: Образовательные - совершенствовать умение формулировать.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Нетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционное оборудование «Речевое дерево» для детей старшего дошкольного возраста Формирование речи дошкольников, согласно ФГОС, является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения. Своевременное появление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2024 в 14:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Хлебко (УИ 351294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД