Мария Лескина
Речевое дыхание как основа правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.
Если вам интересно, в чем особенности речевого дыхания, чем оно отличается от физиологического и как ему научиться, читайте нашу статью.
Особенности речевого дыхания
Темочки:
Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.
Ведь как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем.
Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.
Формирование речевого дыхания в логопедии
При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.
Чтобы выработать сильную воздушную струю, уметь ею управлять, не захлебываться при разговоре, соблюдать паузы, поддерживать плавность речи, освоить произношение звуков, над речевым дыханием придется поработать.
Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:
Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
Различение носового и ротового выдохов.
Развитие речевого дыхания.
На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.
На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.
Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки.
А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.
Но сначала напомним о простых правилах :
помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
дыхательные упражнения выполнять до еды;
одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.
Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха
Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.
Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.
Если организовать занятия с детьми в форме игры, это позволит создать непринужденную атмосферу, обеспечит их активность, разбудит интерес и поможет быстрее получить желаемый результат.
Различение носового и ротового выдохов.
Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:
сделать вдох и выдох через нос;
вдохнуть носом, выдохнуть ртом;
вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
вдыхать и выдыхать через рот.
Развитие речевого дыхания
Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.
БА-БА-БА
НА-НА ВА-ВА ЛА-ЛА
НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО
После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.
Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.
Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.
Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.
А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.
Как работать над постановкой речевого дыхания взрослым
Если вам приходится выступать на сцене, проблем с произношением у вас нет, но речевое дыхание доставляет вам массу неудобств, дополнительно к используемым в логопедии приемам можно добавить следующие:
произнесите предложение, медленно выговаривая каждое слово;
говорите в обычном для вас темпе максимально долго на одном дыхании;
тяните на выдохе согласный “М” так, чтобы он звучал протяжно и отзывался в груди;
плавно произнесите на одном выдохе “Ааааа ооооо уууууу ааааа”;
задуйте воображаемую свечу, наблюдая, как при этом естественно и ровно выходит из легких воздух, как постепенно опадает грудная клетка; запомните эти ощущения и сверяйтесь с ними, когда находитесь на сцене;
читайте скороговорки на одном выдохе;
произнесите текст, обращая внимание на то, где происходит добор воздуха;
освойте полное дыхание, объединяющее ключичное, грудное и диафрагмальное, которое позволяет использовать весь объем легких для силы воздушной струи;
во время выступлений держите спину прямой, плечи развернутыми, шею свободной от напряжения, а позу удобной и естественной, чтобы не препятствовать глубокому вдоху.
Правильное речевое дыхание и качество жизни
Работая над речевым дыханием, вы не сможете не заметить, как меняется ваше эмоциональное состояние. Оно становится стабильным, появляются непринужденность, открытость, оптимизм, дружелюбие.
Страхи, связанные с трудностями в общении и профессиональной деятельности, уступают место уверенному речевому поведению. Жизнь начинает играть красками.
Поэтому! Дышите глубоко, живите ярко!