Кузнецова Елена Федоровна
Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Счастье – это когда тебя понимают. Вся наша жизнь проходит в общении с людьми. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче реализовывать свои планы, быть успешными в обществе.
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Важно, чтобы ребенок слышал речь правильную, отчетливую. Взрослые должны говорить, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов(«смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.). Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая тормозит развитие речи. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова
Публикация «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На развивающийся организм детей большое влияние оказывает не только социальная, но и правильно организованная предметно-развивающая среда.
Ребенок во время работы должен иметь свое личное пространство, в котором он может работать сидя или лежа на коврике или за индивидуальным столом. Оформление должно быть привлекательным и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к игрушкам и книгам.
Для обогащения словаря необходимо иметь: настольно-печатные игры, кроссворды, предметные и сюжетные картинки, детские энциклопедии позволяющий ребенку расширить и уточнить картину мира. Примерные темы материала: овощи, фрукты, животные, растения, времена года, профессии, инструменты. Картинки на подбор антонимов, синонимов, многозначных слов различных частей речи
Для того, чтобы ребёнок овладел именно правильной речью, необходимо совершенствовать его грамматический строй: учить детей разным формам согласования слов, построению развёрнутых предложений. В этом помогут такие дидактические игры: «Один-много» - для практического усвоения образования множественного числа, «Назови ласково», «Чья мама?» - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов, «Сосчитай-ка» - согласование числительных и существительных, «Чей хвост» - образование притяжательных прилагательных.
Для того чтобы научить ребёнка произносить все звуки, говорить выразительно не торопясь — эффективна работа перед зеркалом. Такие упражнения позволяют осознавать собственные действия, наблюдать работу артикуляционного аппарата, укреплять мышцы языка, губ, нижней челюсти.
Игры, содержащие слова разной слоговой структуры: «Паровозик», «3медведя» - позволят с легкостью справиться ребёнку с длинными труднопроизносимыми словами.
Звучащие предметы: коробочки с разными наполнителями, музыкальные инструменты – помогут в дальнейшем различать звуки речи.
Для овладения грамотным чтением и письмом необходимы игры в которых ребёнок смог бы выделить звуки речи на слух, определить их место в слове:
предметные картинки - для выстраивания звуковой цепочки; кружки (красные, синие, зелёные) - для обозначения гласных и согласных звуков, выстраивания схем слов и предложений; касса букв.
С помощью сюжетных картины и серии картин ребёнок учится связно излагать свои мысли. В процессе рассматривания картин дети рассказывают о предметах и действиях, изображенных на них, самостоятельно придумывают события, предшествовавшие и последующие изображенным на картине, составляют творческие рассказы.
Учёные доказали, что развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Для развития руки используются различные упражнения: отвинчивание и завинчивание пробок разной конфигурации; штриховка контуров, расположенных на клетках тетради; пособия для обучения завязыванию и развязыванию шнурков, застежки сверху вниз, слева направо.
Для правильного произношения нужно хорошо развитое дыхание. Чтобы развивать дыхание, можно порекомендовать дуть на ватные шарики, загоняя их в игрушечные ворота – пузырёчки с горлышками разного диаметра. Попробуйте вместе с ребёнком надувать воздушные шарики, дуть на бумажные лодочки (не надувая щёк). Организуйте «карандашные бега». Интересно, чей карандаш быстрее скатится со стола? На больших и полых ключах можно исполнить мелодию для того чтобы выработать направленную узкую воздушную струю, которая необходима для произнесения большинства звуков!
Со временем к чисто дыхательным упражнениям подключите и голосовые. На длительном выдохе произносим гласные: а, о, у, и. Подобным образом тренируют свой голос певцы. У ребёнка есть любимый исполнитель, пусть ему подражает. Потом подключите согласные (те, что малыш хорошо произносит). Например, «В», «С», «Ш». Пусть кроха их тоже «потянет» на длительном выдохе. Эта игра называется «Ниточка». Покажите рукой, как долго тянется звук. Учтите, что дыхательные упражнения для ребёнка – это огромная нагрузка. Играть нужно 2-3 минуты.
Ваш доброжелательный настрой – залог успеха. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
Интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда является первым условием становления речи. Развитая речь показатель уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, а для дошкольника служит одним из главных средств успешного обучения в школе.