Рузанна Цгунян
Речевая карта для дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВАЯ КАРТА
I. Анкетные данные
Фамилия, имя ___
Дата рождения ___
Домашний адрес ___
Дата обращения ___
Откуда прибыл ___
Жалобы родителей ___
II. Анамнез
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания) ___
Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ___
III. Раннее физическое и психическое развитие
Начал держать голову___ (N к 2 мес.,
Сидеть___(N к 6 мес. ,
стоять с помощью опоры___( N к 8—9 мес.,
ходить ___(N к 1 году).
Публикация «Речевая карта для дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
гуление ___( N в 2—3 мес.,
лепет ___(N в 5—6 мес.,
первые слова ___( N к 1 году,
первые фразы ___( N к 1,5—2 годам,
фразовая речь ___( N к 3 годам)
Перенесенные заболевания: до 1 года ___
после 1 года ___
Ушибы, травмы головы ___
Прерывалось ли речевое развитие ___
IV Речевая и социальная среда
Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения___
Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении ___
С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой.) ___
Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста ___
V. Объективные данные о состоянии здоровья
Общее состояние здоровья (педиатр) ___
Психиатр___
Окулист___
Отоларинголог___
VI. Разговорно-описательная беседа
( цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)
Как тебя зовут? ___
Сколько тебе лет? ___
Где ты живешь? ___
С кем ты живешь? ___
Как зовут маму, папу? ___
Есть ли у тебя брат (сестра? ___
Кто работает в твоей семье? ___
С кем ты дружишь в детском саду? ___
Помогаешь ли ты взрослым дома? ___
Что ты умеешь делать? ___
Какая у тебя любимая сказка? ___
Вывод: ___
VII. Психические процессы
1. Внимание ___
(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)
2. Временные представления ___
части суток ___
времена года ___
дни недели ___
исключение «4-го лишнего» ___
понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки») ___
3. Работоспособность (снижена, достаточна) ___
Вывод: ___
VIII. Строение органов артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)
Зубы. (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)
Челюсти| (норма, прогения, прогнатия)
Прикус (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, ассиметрия прикуса)
Твердое нёбо (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое нёбо (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)
Язык (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)
Подъязычная связка (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)
Кончик языка (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)
Позиция языка в полости рта (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне по-лости рта, при фонации в межзубном положении)
Вывод: ___
IX. Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы (достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)
Язык (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация — отклонение языка в сторону, не удерживает язык «лопаткой», тремор — подергивание, изменение цвета; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)
Характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный) ___
Выразительность речи ___
(разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая)
Вывод: ___
X. Фонематический слух и фонематическое восприятие
1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном) :
да-та-та ___ ка-га-га ___
ба-па-ба ___ ко-го-го ___
2. Различение слов со сходным звуковым составом: кот — ток ___
тень — день :___ том — дом ___
коза — коса ___ суп — зуб ___
Вывод: ___
3. Анализ звукового состава слова___
а) выделение первого звука в слове:___
Алик ___ утка ___ город ___
Оля ___ эхо ___ волк ___
Ира ___ окна ___ банка ___
б) выделение последнего звука в слове:___
пух ___ луна ___ кот ___ шары ___
сок ___ мука ___ руки ___ нос ___
XI.Звукопроизношение___
Дифференциация звуков:___
С – З ___ Ж – З ___ Щ – СЬ ___
С – Ш___ Ч – ТЬ ___Л – Р ___
Ш – Ж___ Ц – С ___ Ч – Ц ___
Ц – ТЬ ___ Ч – С ___ П – Б ___
Т – Д ___ К - Х ___ К – Г ___
Вывод___
XII. Слоговая структура слова.
№
Класс слов Самостоятельное называние (по картинкам) Повторение за логопедом
1 2 3 4
1 Двусложные из двух открытых слогов (ноты, муха, дети, вата)
2 Трехсложные из открытых слогов (малина, голова, молоко, бананы)
3
4
5 Двусложные слова:
с одним закрытым слогом
(петух, хобот, диван, веник)
со стечением согласных в середине слова (ветка, кофта, сумка, туфли)
с закрытым слогом и стечением согласных (альбом, тюльпан, индюк, фонтан)
6
7
8
9 Трехсложные слова
С закрытым слогом (бегемот, телефон, попугай, молоток)
со стечением согласных
(улитка, ботинки, калитка, девочка)
закрытым слогом и стечением согласных (будильник, кофейник, Айболит, охотник)
с двумя стечениями согласных (клубника, ласточка, футболист, хоккеист)
10 Односложные со стечением согласных (винт, гном, бант, танк)
11 Двусложные с двумя стечениями согласных (клубни, клюква, клумба, гнездо)
12 Четырехсложные из открытых слогов (паутина, гусеница, пианино, чемоданы)
13 Со сложной слоговой структурой (сковорода, милиционер, остановка, аквариум, велосипед, космонавт, градусник)
Повторение предложений:
Милиционер стоит у светофора ___
Экскурсовод проводит экскурсию по городу___
Троллейбус остановился на перекрестке ___
Жираф живет в зоопарке ___
Вывод: ___
(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии — замена звуков и слогов, элизии — пропуски звуков и слогов, итерации и т. д.)
XIII. Лексическая сторона речи
1. Предметный словарь: ___
а) объяснение значения слов:
холодильник ___
пылесос ___
подоконник ___
б) показ и называние частей предметов:
Чайник: донышко ___ Стул: сиденье ___
носик ___ спинка ___
крышка ___ ножки ___
ручка ___
в) уровень обобщений:
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки ___
Сапоги, туфли, тапочки, валенки ___
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка___
Помидор, репа, морковь, капуста ___
Яблоко, персик, груша, лимон ___
Кошка, собака, корова ___
Голубь, утка, воробей, ворона ___
Шкаф, стол, кресло, тумбочка ___
Автобус, электричка, трамвай, самолёт ___
г) Назови, какие ты знаешь?
• овощи___
• фрукты ___
• одежда ___
• обувь ___
• мебель ___
• времена года ___
• месяцы ___
• транспорт ___
• дикие животные ___
• домашние животные ___
• птицы ___
• цветы___
• деревья ___
• грибы ___
• ягоды ___
профессии ___
бытовые приборы ___
продукты питания ___
5. Знание названий детенышей:
Кошка___лиса___курица___корова___
заяц___гусыня___собака___медведь___
утка___коза___волк___овца___
лошадь___свинья___белка___
6. Кто где живет?
медведь ___ лиса ___ белка ___
птица ___ волк ___собака ___
7. Кто как кричит?
корова ___ лягушка ___ утка ___собака ___ воробей ___ гусь ___лошадь ___ кошка___ мышь ___
8. Кто как передвигается?
змея ___ комар ___ заяц ___ бабочка ___ гусеница ___ уж ___ рыба ___ лягушка ___ птица___
9. Подбор прилагательных к имени существительному (2— 3 слова) :
солнце (какое)___
апельсин (какой)___
лиса (какая)___
облака (какие)___
10. Подбор антонимов к существительным, прилагательным,
глаголам:
с 5 лет: веселый
с 6 лет:
друг
говорить
широкий
шум
ссориться
большой
больной
радоваться
злой
свет
спать
сладкий
сухой
хвалить
Вывод:
XIV. Грамматический строй речи
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
множ. число им. пад. множ. число родит. пад.
стул
ведро
воробей
дом
пчела
ухо
утёнок
окно
б) образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом___ ёлка ___ Женя ___
стул___ гриб ___ Костя ___
Нос___ вишня___ рука___
птица___ утка___ ___ ведро___
5. Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе:
1 мяч 1 елка 1 яблоко
2 ___ 2 ___ 2 ___
3___ 3___ 3 ___
4 ___ 4 ___ 4___
5 ___ 5 ___ 5___
7. Образование притяжательных прилагательных:
с 5 лет:
чей фартук? (мама, бабушка) ___
чей дом? (Таня, кошка) ___
с 6 лет:
чьи следы? (лиса, заяц) ___
чья голова? (медведь, волк) ___
8. Образование относительных прилагательных:
каша из риса (гречки, пшена) ___
компот из вишни (яблок, слив) ___
салат из моркови (капусты, свеклы) ___
дом из кирпича (камня, дерева) ___
Вывод:___
___
XV. Связная речь
а) составление рассказа по картинке___
___
___
___
б) составление рассказа по серии картин ___
___
___
___
Вывод:
(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения нераспространенные; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)
Заикание___
Логопедическое заключение ___
Дата зачисления на занятия - 01.09.2014г
Дата ___ Логопед___/ Цгунян Р. С. /