Виктория Шацкова
Влияние мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Для понимания особенностей формирования поведения младших школьников совершенно недостаточно ограничиваться рассмотрением механизмов этих процессов в рамках лишь образовательных институтов. Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).
Публикация «Влияние мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста,» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Более того, исследование СМИ, компьютерных технологий и коммуникаций именно в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, поскольку это задает специфический ракурс для рассмотрения как общих социокультурных изменений информационной среды, так и для понимания трансформаций фундаментальных социальных функций самого образования. Подобное рассмотрение СМИ в контексте социальных функций образования (и особенно процессов социализации) позволяет совершенно особым образом проблематизировать не только роль СМИ в процессах социализации, но и характер самого образования. Иными словами, принципиальность предлагаемого подхода состоит в том, что для понимания современного образования как особого социального института необходимо рассмотрение его во взаимодействии с другими социальными институтами, также оказывающими влияние на процессы социализации.
Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время; во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники); во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль [Петрова Н. Е., 2011].
В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определенной социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придает определенную направленность ее деятельности.
По классификации А. С. Школьникова в социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации:
- Информационно-познавательные: печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации мы постоянно узнаем о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т. д.
- Нормативная: с помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей.
- Социально-проблемная: СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей.
- Интегративная: средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.
- Развлекательно-компенсаторная: отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворенность.
- Фоновая: радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребенок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» голубого экрана или магнитофона – явление, давно уже ставшее абсолютно привычным [Зубов Ю. С., 2010].
Представляется правильным констатировать, что в настоящее время возросла развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за поверхностного восприятия социально значимой информации, что ставит перед педагогами проблему формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе. То есть СМИ, в основном выполняют функцию развлечения – это, в большинстве своем, не несет подлинной культуры. Культуры во всем: внешнего вида, взглядов на мир, вкусов, речи.
Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодежи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение – это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни [Немов Р. С., 2010].
Изучая жизнь по телевидению, дети усваивают и определенные модели поведения, к сожалению, через приключенческий или криминальный жанр. Отсюда неадекватное поведение, чаще всего агрессивное, с разной степенью выраженности агрессии – гнев, ссора, драка. Ребенок в этом возрасте хочет иметь своего героя, которому можно подражать, о котором можно говорить. И обычно такой герой приходит с экрана, являясь чаще всего результатом не личного, а массового выбора кумира [Петрова Н. Е., 2011].
Нужно учитывать, что специфика строения идеалов младших школьников такова, что они представлены как нерасчлененное целое, в котором качества личности не отделены от поступков. Дети и подростки – личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей, они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры.
«Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня» – пишет В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям», – «что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино и телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию» [Сухомлинский В. А., 2009].
Одна из самых незаметных катастроф нынешнего века – это синдром «антигероя», который уничтожил всех наших героев и оставил нас без ролевых моделей настоящих патриотов. Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. СМИ – мощный инструмент воздействия на умы, они сильны. Современная молодежь буквально травмирована антипедагогикой.
Окружение человека играет огромную роль. Оттого, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые приходится исполнять в жизни.
Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли. Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также под влиянием средств массовой информации.
Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы и в специфической для человеческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Характерной особенностью информационной среды общества является то, что в более широком контексте всей человеческой цивилизации присуще постоянное и стремительное ее расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его растут.
Кроме этого характерной чертой информационной среды общества является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлено как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей ее порождающих, зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности младшего школьника специфическим образом организованное злоупотребление информационной средой выступает как своеобразное орудие растления детских душ.
Выделение информационно-психологической безопасности личности младших школьников из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления определяется следующими основными причинами:
Во-первых, в связи с переходом к информационному обществу, увеличением масштабов и усложнением информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе.
Во-вторых, тем, что основной и центральной мишенью информационного воздействия является школьник с неокрепшей психикой [Смирнов А. А., 2012].
Выбор телевидения, а именно мультипликационных и художественных фильмов, для обсуждения связан с тем, что печатную продукцию: газеты, журналы, книги и др. младшие школьники практически не читают, следовательно, их влияние на них невелико, а телевизор (видео) дети этой возрастной группы смотрят регулярно.
В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в день: на каждого члена семьи приходится по 4 часа. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия (угрозы, избиения или убийства). К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия [Шнейдер Л. Б., 2008].
Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещено участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?
Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса, утверждает, что просматривание сцен насилия помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что телевидение предоставляет нам большой выбор образцов насилия. Наблюдение их по телевидению:
- ведет к усилению агрессивности;
- повышает порог чувствительности зрителей к насилию;
- формирует неадекватные взгляды на социальную реальность.
Для изучения влияния телевидения на агрессивность исследователи используют экспериментальные и корреляционные методы (У. Бельсон, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Джин, Ю. А. Курдюкова, Э. В. Лидская, М. О. Мдивани, Л. В. Матвеева, А. Г. Данилова и др.). Исследования показывают, чем больше насилия в передаче, тем более агрессивным становится ребенок. Эта связь умеренно выраженная, но она постоянно обнаруживается.
Выводы, сделанные перечисленными исследователями, состоят в том, что телевидение является одной из причин, определяющих социальное насилие. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.
Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут выключить телевизор, но не могут «выключить» влияние телевидения. Педагогический аспект ситуации заключается не в обсуждении того «как это плохо», а в том, как обучить школьника противостоять этому.
Согласно исследованиям, младшие школьники много смотрят телевизор как в присутствии родителей, так и в их отсутствие. Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ, поскольку представляют, что просмотр большого числа программ отражается на развитии детей и их поведения.
Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы. Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.
Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. В мультипликационных фильмах, транслируемых по нашему телевидению, присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия.
Как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья.
Младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям.
СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребенок еще не ориентируется в современном кино, поэтому очень важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек, разбирающийся в современном кино и музыке, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор.
Телевидение, средства массовой информации в целом обладают высоким психолого-педагогическим потенциалом. Компетентные, надежные, заслуживающие доверия, альтруистические по характеру, современные по форме программы способны сформировать навыки позитивного поведения у младших школьников.