Нина Чеботарева
Речевая готовность ребенка к школе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая готовность ребенка к школе.
Учитель-логопед
Чеботарева Нина Александровна
ГБОУ Школа № 2072, Москва
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника. Именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития. Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Звуковая сторона речи и фонематические процессы.
Дети должны уметь:
- правильно произносить все звуки родного языка в словах, во фразовой речи.
- различать на слух и далёкие и близкие пары звуков (звонкие – глухие: п - б, к - г, з – с и др. ; свистящие- шипящие: с -ш, з –ж; соноры л –р; твёрдые и мягкие т-т’, р –р’ и др.);
- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (мотоциклист, регулировщик, термометр);
Помните, что письмо является отражением устной речи. Ребенок будет писать так, как он проговаривает. Если есть замены и пропуски звуков в устной речи, то могут появиться соответствующие замены и пропуски при письме (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»);
2. Функции языкового анализа.
Дети должны уметь:
- выделять звук на фоне слова;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- составлять слова из звуков;
- делить слова на слоги;
- делить предложения на слова;
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения: слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»,. пропуски гласных букв в словах (поросенок – «просенок», пропуски согласных при их стечении, перестановки букв (комната – «конмата»).
3. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь:
- использовать слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения).
- понимать переносное значение слов,
- подбирать обобщающие понятия (мебель, транспорт и т. д.);
- знать многозначные слова.
- подбирать синонимы ( например: храбрый – смелый – отважный, антонимы (весёлый-грустный);
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
4. Грамматическая сторона речи.
К 7 годам ребенок должен :
- уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
- уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис).
- согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто).
- правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо).
- уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова (много деревьев – «много деревов», пошли в лес – «пошли лес», пять вишен – «пять вишнев»);
Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
5. Связная речь.
Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое.
Данный компонент считается сформирован, если ребё нок может:
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- составлять рассказ по картинке, по серии картин;
- отвечать на вопросы по тексту.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.
Как родители могут помочь ребенку
избежать трудностей в обучении?
Для того чтобы избежать трудностей, с которыми может столкнуться ребёнок в школе, если у него будет недостаточно сформировано то или иное речевое умение, Вашему вниманию предлагаются несколько игровых заданий на развитие фонематических процессов, которые служат профилактикой нарушений письменной речи в будущем.
«Не порви цепочку»
Описание игры: взрослый называет слово. Ребёнок должен подобрать своё слово так, что бы оно начиналось со звука, которым заканчивалось слово, названное взрослым: сок - книга – автобус – стол – лимон -…
«Услышь разницу»
Описание игры: взрослый называет пары слов с похожим звучанием и просит определить, какими звуками они отличаются: дом – дым, рак – мак, руки – раки, лук – сук, воз – вёз и т. д.
«Придумай слово»
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: ребёнок берёт картинку, называет первый звук слова- названия и придумывает своё слово, которое начинается с того же звука.
«Мамина сумка»
Оборудование: сумка или коробка, которая выполняет её роль, предметные картинки, игрушки.
Описание игры: взрослый сообщает игровую ситуацию: «Мама пришла из магазина с полной сумкой покупок. Догадайся, что она купила, если в названиях покупок есть звуки (М, (М’)». Дошкольник подбирает соответствующие слова: масло, молоко, морковь, мыло и т. д. Потом из сумки достаются рисунки, игрушки или конкретные предметы с целью проверки правильности ответов. Взрослый меняет звук, и игра продолжается.
«Наоборотик»
Описание игры: взрослый произносит двухбуквенный открытый (или закрытый) слог и предлагает ребёнку стать «наоборотиком», т. е. произнести слог, поменяв местами звуки, которые его составляют: ам – ма, су – ус и т. д.
«Какой звук потерялся?»
Описание игры: взрослый читает дошкольнику знакомые стихи. В каком-то из слов он не произносит первый звук. Ребёнок обнаруживает искажённые слова, произносит их правильно и указывает, какой звук потерялся.
Например: Наша Таня громко. лачет (потерялся звук П).
«Назови своё слово»
Оборудование: мяч.
Описание игры: взрослый называет слово, начинающееся с твёрдого согласного звука, и бросает мяч ребёнку. Дошкольник ловит мяч и называет слово, которое начинается с парного мягкого согласного.
Например: кот-кит, майка-мячик.
«Собери слово»
Описание игры: взрослый произносит все звуки слова: а-с-т-р-а.
Дети узнают слово и называют его целиком. Тот, кто раньше назовёт слово, получает фишку. Побеждает ребёнок, набравший большее количество фишек.
«Хлопаем в ладоши»
Описание игры: взрослый называет разные слова, ребёнок хлопает в ладоши, если в слове есть заранее названный взрослым звук. Если он ошибается, необходимо выполнить задание фонетического характера: подсчитать количество слогов в слове, определить ударный слог, указать первый (последний) звук, последовательно назвать все звуки слова.
Это игры и упражнения, в которые можно играть с ребёнком дома, они не требуют сложных атрибутов, но позволяют научить дошкольника слышать и различать звуки, осуществлять звуковой анализ слова, делить слова на слоги и многое другое.
Помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.
Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны. Хвалите, подбадривайте ребёнка и вместе с ним радуйтесь его успехам.
Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!
.