Надежда Макарова
Речевая гимнастика, чистоговорки по темам недели
▼ Скачать + Заказать документы
Воспоминания о лете.
Упражнения для язычка «Как язычок отдыхал на море».
Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5, пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10).
Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам ( произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»).
Публикация «Речевая гимнастика, чистоговорки по темам недели» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чистоговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуться до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд, дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт). Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда ( произносить медленно: «Т-д-т-д-т-д»). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъехал к станции и остановился ( вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш-ш-ш»). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком).
Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8, Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз). У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»).
На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании, воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд, летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз).
Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5, собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа ( произносить: «Чик-чик»).
Скоро он сел в поезд и поехал домой ( произносить: «Чух-чух. Ту-туу»). Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы, ведь он обязательно приедет сюда еще раз.
Работа над силой голоса.
• Дует летний лёгкий ветерок (тихо) : «У-у-у-у-у». Подул сильный ветерок (громко) : «У-у-у-у-у». (3раза)
• Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);
• Летние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и», «О-у-и-а», «У-и-а-о», «И-а-о-у».
Чистоговорки.
РА – РА – РА - на улице жара
РА – РА – РА – гуляет детвора
ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды
КЕ – КЕ – КЕ - загорали на песке
ОК – ОК – ОК - мы польем песок
ТА – ТА – ТА - летом красота
ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы
АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы
АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу
ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди
ОК – ОК – ОК - в песочнице песок
АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю
АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате
Од-од-од-од — щедрый летний огород!
Оры-оры-оры-оры — в огороде помидоры!
Цы-цы-цы-цы — в огороде огурцы!
Чки-чки-чки-чки — в огороде кабачки!
Уста-уста-уста — выросла капуста!
Ох-ох-ох-ох — подарил стручки горох!
Ах-ах-ах-ах — там горошинки в стручках!
Оль-оль-оль-оль — дарит нам стручки фасоль!
Ах-ах-ах-ах — там фасолинки в стручках!
Берегите природу
Упражнения для язычка «В лесу»
Педагог начинает рассказ:
Побывали мы в лесу,
Повстречали там лису.
У лисы мордочка острая длинная,
Вот такая.
Педагог показывает упражнение «Лиса», а дети его повторяют под счет.
Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.
Педагог продолжает рассказ:
Видели, за елкой,
Пробегали волки.
Зарычал волчище,
Показал зубищи.
Педагог демонстрирует голосовое упражнение «Волк рычит», а дети его повторяют.
Голосовое упражнение «Волк рычит» произнесением звука «Ы»
Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки.
Педагог продолжает повествование:
Под сосной дремал медведь,
Как проснулся, стол реветь.
Педагог демонстрирует голосовое упражнение «Медведь ревет», а дети его повторяют.
Голосовое упражнение «Медведь ревет» с произнесением длительного звука «Э» при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.
Педагог продолжает:
Услыхал тот рев зайчишка
И помчался прочь вприпрыжку!
Через чащу проскакал,
Сел под кустиком - устал.
Рева больше он не слышит,
Но дрожит и еле дышит. Вот так…
Дыхательное упражнение «Зайчишка трусишка».
Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями — увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.
Педагог продолжает:
В животе у зайца пусто.
Где б найти ему капусту?
«На, зайчик, кочан капусты!»
Взрослый показывает детям артикуляционное упражнение «Зайчик».
Динамическое упражнение «Зайчик»
Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы - резцы. Пощелкать зубами. Выполнять под счет.
Педагог продолжает рассказ:
Без тропинок, без дорожек
По лесу шагает ежик.
Гриб нашел огромный,
Фыркает довольно. Вот так.
Дыхательное упражнение «Ежик фыркает» с произнесением звука «Ф».
Несколько раз подряд кратко произносить звук «Ф-ф-ф.». Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней прикасаться к верхним зубам.
А по веткам - скок поскок
Скачет рыженький зверек.
Кто же это? (Белка)
Угостим ее орешками. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а теперь за другую. Вот так.
Педагог показывает детям артикуляционное упражнение «Орешки», а дети его повторяют.
Динамическое упражнение «Орешки».
Кончиком языка упирается то в правую, то в левую щеку?
Рассказ продолжается:
Кто же это все стучит,
Клювом дерево долбит?
Тук-тук,г тук-тук-тук.
Всем деревьям верный друг.
Да это же лесной доктор —. (дятел)
Попробуем повторить его необычную песенку.
Упражнение для развития чувства ритма «Дятел».
Педагог произносит звукоподражания в разном ритме и по очереди просит каждого из детей сначала послушать, а затем повторить по памяти один из вариантов ритмического рисунка.
Варианты ритмов: тук — тук-тук (I П, тук-тук — тук (П I, тук — тук — тук (III, тук-тук— тук-тук (П П).
Чистоговорки.
СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу
АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
АТЬ – АТЬ – АТЬ - лес нам надо охранять
ОЩА-ОЩА-ОЩА - берёзовая роща
ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у берёзы
ОЛ-ОЛ-ОЛ - у берёзы белый ствол
НА-НА-НА- высокая сосна
СНА-СНА-СНА- пахучая сосна
НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны
БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы
ХА – ХА – ХА - тонкая ольха
РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень
УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст
ИН – ИН – ИН – маленький жасмин
ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина
ТВА – ТВА – ТВА - мягкая листва
АЗУ – АЗУ – АЗУ - лист поставим в вазу
АНА – АНА – АНА – листики каштана
ШУ – ШУ – ШУ - листик с клена засушу
ВЫ – ВЫ – ВЫ - все деревья без листвы
РА – РА – РА – на стволе кора
ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни
Наш общий дом
Упражнения для язычка
«Вкусное варенье»
Ах, какое наслажденье
Есть вишнёвое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Грибок»
Вот грибок на тонкой ножке -
Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – ножку гриба.
«Маляр»
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх. (Только верхние зубы).
«Заборчик»
У щенка – малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении губы на счет от 1до 5.
«Трубочка»
Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 5 до 7.
«Орешки»
Собираем мы без спешки,
Словно белочка – орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя выдавливание шариков.
«Блинчик»
Мы печём, печём блиночки
И для сына, и для дочки.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звукосочетание : “пя-пя-пя”.
«Барабан»
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом чётко произносить звук ; “ д-д-д-д…” - сначала медленно, затем темп увеличить.
«Лошадка»
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Серёжка.
Чистоговорки.
Су-су-су ты не мусори в лесу
Зя-зя-зя для природы мы друзья
Иь-ить-ить будем вместе дружно жить
Ту-ту-ту соблюдайте чистоту
Ги-ги-ги ты планету береги
Ля-ля-ля общий дом для нас Земля
Ять-ять-ять природу нужно охранять
Ля-ля-ля мы спасем тебя, Земля
Ты-ты-ты посадим на Земле цветы
Я-я-я наука экология
День непослушания
Упражнения для язычка
«Улыбка» («заборчик»)
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
«Трубочка» («хоботок»)
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
«Домик открывается» («бегемотик)
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами.
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик
«Любопытный язычок»
Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.
Любопытный язычок
Выглянул в оконце:
Может кончился уж дождь
И выглянуло солнце.
«Кружок». «Футбол»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» -правая щека – «обезьянка «– левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.
Во дворе народ толпится,
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
«Месим тесто»
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя.»Медленно двигайте язык вперед – назад. Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
«Чистим зубы снаружи»
Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.
Чищу зубы,
Чищу зубы
И снаружи,
И внутри.
Не болели,
Не темнели,
Не желтели
чтоб они.
«Лопаточка». «Блинчик»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке,
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
«Горка» («мостик»)
Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху поднимаются.
Чистоговорки.
Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).