Татьяна Троян
Речь — это инструмент коммуникации. Запуск речи
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы «запустить речь» у ребенка, различные структуры его мозга должны созреть до определенного уровня, и достигнут ли этот уровень можно оценить по общению с ребенком:
1. функции коммуникации :
- наличие интереса к общению;
- понимание смысла ситуаций и невербальных сигналов;
- совместное внимание;
- включение ребенка в обмен впечатлениями с партнером;
- имитация и подражание партнеру;
2. игровая деятельность: предметная и сюжетная игра (Кидает кубик, стучит им - манипулятивная игра. Строит из кубиков башню - предметная игра. Строит дом из кубиков для кукол - сюжетная игра);
Темочки:
3. интеллект: наглядно-образное мышление (ориентируется на накопленный опыт своего взаимодействия с предметами);
4. понимание обращенной речи : накоплен пассивный словарь из названий разных существительных и глаголов;
5. общая моторика, мелкая моторика и артикуляция;
6. речевое дыхание (вдох носом, выдох ртом);
7. слуховое восприятие - правильное восприятие (различение) речевых сигналов и неречевых звуков.
Если уровень развития этих факторов недостаточен, то необходимо сосредоточиться сначала на развитии невербальной коммуникации, а не на произношении звуков и слов.
Если достаточен, то можно приступать к «запуску» речи ребенка.
ЭТАП 1. ОСОЗНАННАЯ ВОКАЛИЗАЦИЯ ВО ВРЕМЯ ПРЕДМЕТНОЙ ИЛИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ
Цель: Создать связь звукоподражаний с предметами в игре и запустить любое звукоподражание у ребенка в ответ на взаимодействие со взрослым, например, машинка «би-би», мышка «пи- пи» и т. д.
Использовать не более 5-7 предметов за одно занятие (5-10 мин, по очереди, убирая прежние предметы. Сначала взрослый играет (показыва-ет, как играть с предметом, потом дает предмет ребенку.
Минимум слов, максимум эмоций. Чем более яркие эмоции у ребенка вызывают игры, тем больше вероятности, что он начнет подражать звукам.
Короткая инструкция : существительное + глагол + звуки
Поощрение на этом этапе выдается ребенку за любую вокализацию, даже не похожую на ту, что просит взрослый.
Примеры игр и совместных дел
Предметные игры
• Машинка «Машинка едет! Би-Би! Теперь ты» «Как машинка едет?» «Би-Би!»
• Пересыпание крупы «Крупа! Сыпь! Ссс»,
• Кидать в таз с водой мелкие игрушки «Кубик! Кидай!» «Мяч, кидай!» «Буль!».
• Щетки разных видов «Щетка! Чис-ти! Х-Х-Х. Теперь ты».
• Молоточек «Молоток! Стучи!» «Тук-тук».
• Кегли (сбивать их мячом, или щелбанами пальцами). «Бу-бух!» «Попал? Да! Нет!»
• Змея «Змея! Ползет!» «Шшшш».
• Очки темные «Очки! Смотри!» «Ку-ку».
• Топорик «Топор! Руби!» «Бах!»
• Капать воду из резиновой груши «Вода! Лей!» «Кап-кап!»
• Надувать мыльные пузыри, хлопать их руками «Пузыри! Лови!» «бах-бах!»
• Пила «Пила! Я пилю! Пили ты!» «вжух!»
• Мякие сенсорные пушистые шарики, гладить кожу: «Мягкий! Гладь!» «ммм!»
• Наборы сладких ароматов (отдушек) в баночках «Открой, нюхай!» «ммм!»
• Длинные и короткие молнии «Открой «аа- ааа!», закрой «ууууу!»
• Пластиковые животные. «Корова! Мычит «Му!» «Жук! Летит! «жжж», или муха «ззз», хлопать их мухобойкой «Бах!».
• Складывать монетки (фишки) в копилку, по очереди «Бах!»
• Магнитная рыбалка «Рыба! Лови! «Оп!»
Сюжетные игры
«Покорми лялю (мишку)», «искупай лялю», «покачай лялю», «отвези кубики на стройку», «построй дом для кукол» и т. д.
Бытовые дела
Делать их вместе с ребенком.
Мытье посуды: простые по слоговой структуре слова «Вода!» «Мыло!» «Пена!» «Мою!», «Фу, грязно!», «Ты мой!», «Чисто, ммм!»,
«Я мою, ты клади!»
Дозаторы разных видов - разные действия разными руками. «Губка: Жми!»
Мыть посуду разными руками.
Сортировка столовых приборов по местам: «Вилки где? Тут!», «Ложки куда? Сюда», складывать со звуками: «Бац!»
Стирка
Ручная: намыливать куском мыла носки, трусики, платочки (согласованная деятельность рук). «Мыло! Пена! Вода! Смывай! Чистота! Ммм!»
Машинная:
- предварительная сортировка вещей «Это туда, это сюда!»
- складывать в барабан вещи «Клади!», закрывать дверцу «Бах!»,
насыпать порошок «Сыпь сюда! Ссс!»,
- нажимать кнопки «Жми! Ура!»,
- доставать чистые вещи «Чисто! Пахнет! Ммм!»,
- подбирать пару (носки - найди такой же, развешивать на прищепки (мелкая моторика) и т. д.
Готовка:
резать овощи «Режь!»,
- складывать в кастрюлю «Клади!»,
- солить «Сыпь соль!»,
- смешивать «Мешай!»,
- насыпать крупу или сахар «Сыпь!».
«Мука, Вода, Соль, Сода, Сито, Суп», и т. д.
Совместное «баловство»
Пакеты полиэтиленовые (рулон) : «Тяни!» (отмотать один пакет,
«Рви!» (оторвать созвуком «Бах!», собрать края в руке: «Дуй!» (надуть пакет, «Бахнем? Ой, боюсь, громко! Бах!» 9хлопнуть пакет). Развивается мелкая моторика, речевое дыхание.
ЭТАП 2
Цель: научиться переключаться со звука на звук или со слога на слог. Тренировка достигается множеством повторений.
Используются визуально-ритмические ряды (например, вилка-ложка-вилка-ложка, или фишки: красный-белый-красный-белый, или фрукты: яблоко-банан-яблоко-банан, камушки, прищепки, чашки и т. п.).
Говорить, опираясь на ряды: «а-и-а-и», или «ки-ку- ки-ку», и т. д.
Развиваются мыслительные процессы и умение переключаться со звука на звук или со слога на слог, а также взаимовлияние звуков в слоге друг на друга. Используются только те слоги, которые у ребенка получается произносить. Из слогов на следующем этапе сложится слово.
ЭТАП 3
Цель: собрать слово из слогов Можно по картинкам или игрушкам. Начиная с простых слов из двух открытых слогов, освоенных на предыдущем этапе, составляются простые слова, например, «Каша, Ляля, Киса, Мыло, Пена, Бегу, Иду, Мою, Сова, Дыня», и т. д.