Тамара Мамеева
Речь начинается со звукоподражаний
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь реб нка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, да т возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.
Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — реб нок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.
Публикация «Речь начинается со звукоподражаний» размещена в разделах
Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т. е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.
Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:
1) Вначале работаем над гласными.
Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы. Обращаем внимание реб нка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда по м.
У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.
Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.
Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.
Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
Реб нок плачет: «Уа! Уа!».
Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».
3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определ нный смысл.
Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.
Показываем пилу (картинку или игрушку) : «Сь-сь-сь». Выполняем движения впер д-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
По т комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
По т жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.
Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
Ё жик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как жики.
4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.
Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей) :
собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т. д.
Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!
Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т. д.
Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т. д.
Подражание музыкальным звукам : песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т. д.
Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:
1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре;
2. Использовать картинки или игрушки;
3. Артикуляция должна быть ч ткой, реб нок должен видеть движения органов артикуляции взрослого;
4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной;
5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно;
6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би»;
7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.