Наталия Матвеева
Консультация для родителей «Речь на кончиках пальцев»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - говорил великий педагог В. Д Сухомлинский.
Ученые-педагоги утверждают, что уровень развития детской речи напрямую зависит от уровня развития движений пальцев рук. Л. С. Выготский, Л. С. Волкова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук помогают становлению речи. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова в своих книгах пишет о том, что развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Публикация «Консультация для родителей „Речь на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Одним из видов сенсорного развития являются и пальчиковые игры, а движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию речевых областей, долговременной памяти. Игры с пальчиками обычно смешные и интересные, поэтому они вызывают, как правило, положительные эмоции. Все эти факторы влияют на отношение к изучаемому материалу, формируют позитивное отношение к познанию нового.
Пальчиковые игры, в которых пальчики называются поочередно или по сюжету «действуют», похожи на маленькие сказки (например, «два толстых поросенка»). В них присутствуют и образовательные, и воспитательные моменты. Особенно интересно детям, когда на пальчики одеваются специальные куклы, бумажные колпачки или просто на пальчиках рисуют глазки и губки.
Сорока-белобока водим пальцем по ладошке малыша
Кашку варила, деток кормила трогаем каждый пальчик по отдельности
Этому дала, этому дала загибаем пальчики поочередно
А мальчику-с пальчику (мизинцу) ничего не досталось.
показываем мизинчик
Во время произношения текста ребенок загибает пальцы, гладит ручку, пальчики или руку взрослого. Конечно, все это способствует формированию чувства уверенности в себе, спокойствия. Это особенно важно в адаптационный период – малышам трудно проговаривать текст, но они с удовольствием повторяют его и выполняют движения.
В соответствии с ФГОС ДО, вариативная часть образовательной программы ДОО составляет 40%. В детских садах мы предлагаем использовать и чувашские пальчиковые игры.
Прентей — прре,
Икентей — икк,
Виентей — ви,
Твантай — тватт,
Пилентей — пиллк.
Здесь мы наблюдаем игру слов, но в то же время дети осваивают счет на чувашском языке. Дети очень быстро запоминают слова, даже когда их невозможно перевести. С помощью пальчиковых игр можно выучить и названия пальцев на чувашском языке, расширить словарный запас.
- Пу прне, атя ларма.
- Пу ыратать, пымастп сгибаем большой палец
- Швр прне, атя ларма.
- Швртетп, пымастп сгибаем указательный палец
- Вта прне, атя ларма.
- Втанатп, пымастп сгибаем средний палец
- Ятср прне, атя ларма.
- Ятлаа, пымастп сгибаем безымянный палец
- Кача прне, атя ларма.
- Качча каятп, пымастп сгибаем мизинчик
Часто в чувашском детском фольклоре наблюдается описание трудовой деятельности. То же самое мы наблюдаем и в пальчиковых играх.
- Прне, прне, прнем,
та кайрн, прнем?
- ак тванпа иксмр (сгибаем большой палец)
нх йтма кайрмр,
ак тванпа иксмр (сгибаем указательный палец)
мах рма кайрмр,
ак тванпа иксмр (сгибаем средний палец)
ап пухма кайрмр,
ак тванпа иксмр (сгибаем безымянный палец)
мах яма кайрмр,
ак тванпа иксмр (сгибаем мизинчик)
мах име кайрмр!
Систематическое использование пальчиковых игр показывает хорошие результаты:
- Развивается речь, ребенок сам учится вслушиваться в речь взрослого, повышается речевая активность ребенка.
- Совершенствуется речь – она становится ритмичной, выразительной.
- Ребенок учится контролировать движения своих рук.
- Пальцы становятся гибкими, подвижными, что полезно для навыков письма.
- Развивается память, воображение
Есть некоторые методические рекомендации, которые важны при проведении пальчиковых игр :
1. Нужно подготовить ребенка к проведению игры: обсудить содержание, показать основные жесты.
2. Разогреть ладошки легким поглаживание.
3. Упражнения нужно проводить совместно с ребенком.
4. Слова нужно произносить медленно, выразительно.
5. Нужно акцентировать внимание ребенка на ключевых словах.
6. Нужна соответствующая мимика при произношении слов, это поможет лучше запомнить слова и создаст положительные эмоции.
7. Нужно стараться задействовать каждый пальчик.
Для проведения пальчиковых игр важно использование следующих методов и приемов: наглядный (показывает взрослый, наглядный (заучивание и проговаривание слов, практический (сами пальчиковые игры).
Каждый ребенок индивидуален, но есть общие рекомендации, с помощью которых можно улучшить развитие речи. Главное, чтобы эта работа была систематической. Успешность физического, умственного, эстетического развития напрямую зависит от того, как ребенок слышит, видит, чувствует. Развитие мелкой моторики прежде всего помогает развитию высших психических функций, а в этом заинтересованы и педагоги, и родители.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение / А. Г. Арушанова. - Минск, 1999. - 221 с.
2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.
3. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст] : Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - М. : ООО «Гном-пресс», 2000. - 18 с.