Светлана Барбашина
Речь и мышление дошкольников
▼ Скачать
Речь и мышление дошкольника.
Консультация для родителей.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают свои мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей.
Публикация «Речь и мышление дошкольников» размещена в разделах
Известные детские психологи и педагоги отмечали взаимосвязь речи и мышления. "Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить".
Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, контроль своего поведения, это средство осознания своих переживаний, и сознания себя в целом.
Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта.
- Наглядно-действенное,
- наглядно-образное
- словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития.
Словесные формы мышления проявляются у детей дошкольного возраста. Они выступают в виде простых суждений ребенка, в операции сравнения, в выводах и вопросах, которые он ставит сначала взрослым, а затем и самому себе.
Речь развивается в двух взаимосвязанных формах:
- понимание речи собеседника;
- собственная разговорная речь.
При этом уровень развития понимаемой речи опережает уровень разговорной речи.
На основе громкой речи в проблемной ситуации формируется внутренняя речь.
В специфических формах речевой деятельности - слушание, чтение, беседы, споры, рассуждения, ребенок осваивает речь как средство воздействия на других и на самого себя, как средство самопознания и саморегуляции.
С овладением речью начинается интенсивное развитие словесного мышления ребенка. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а так же предметом сознательного изучения окружающего.
У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалоговая речь, включающая указания, оценку и т. п.
Современные дети живут в эпоху высоких информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир.
Вместе с тем, они стали мало использовать речь в общении с близкими взрослыми. Дети поглощают информацию из телепрограмм, которые не требуют ответа, не реагируют на их отношение и на которые ребенок никак не может воздействовать.
В связи с этим, работа по развитию речевого мышления, является актуальной.
Рассмотрим игры, приемы и средства для развития ребенка в данном направлении.
«Картины с проблемным сюжетом».
Необычный проблемный сюжет является стимулом, который позволяет в процессе беседы эффективно совершенствовать у ребенка логическое и творческое мышление, связную речь. Французский психолог Жан Пиаже считает, что интеллект ребенка и его эмоции неразрывно связаны. Если сюжет картин занимателен, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка анализировать, отыскивать причинно – следственные связи, делать выводы.
Небылицы.
Детские небылицы представляют собой первую интеллектуальную детскую игру со словами, с мыслью, которая позволяет ребенку проверить границы окружающего мира. Надо научить детей сочинять небылицы, используя любые приемы искажения действительности и лишения смысла, придавая новый неожиданный смысл мыслям и вещам.
Дети получают максимальное и удовольствие от впечатляющей игры, и существенную пользу для формирования и развития их логического мышления. Дети, понимающие юмор, обладают более высоким «умственным» возрастом. Можно передавать друг другу мяч и начинать со слов:
Мы лепили снежный ком,
И задумались потом:
Дедушка Мороз катает,
Что на свете не бывает…
Пословицы и поговорки
Используя их в своей речи, дети учатся лаконично выражать свои мысли и чувства, развивается умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Вместе с тем, при объяснении их смысла, у детей формируется объяснительная и доказательная речь.
Пословицы и поговорки могут применяться при анализе сюжетных картин или иллюстраций сказок. Игра «Подбери и объясни».
- Друг познается в беде.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Хочешь есть калачи – не сиди на печи. И т. д.