Татьяна Шурупова
Речь детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять»
Квинтилиан
Речь, чудесный дар природы, и он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы взрослые, должны помочь ребенку заговорить правильно и вовремя. Первыми собеседниками малыша являются члены его семьи мама, папа, дедушки, бабушки, а также братья и сестры. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир, что влечет за собой развитие речи.
Публикация «Речь детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок накапливает значительный словарный запас, овладевает основными элементами грамматических форм родного языка. В среднем к 5-6 годам завершается становление речи, т. е. ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, владеет значительным словарным запасом, владеет начальными формами связной речи и грамматического строя речи, позволяющий ему без каких-либо проблем вступать в контакт с людьми. Нужно отметить, что при формировании речи ребенка всегда проявляется его индивидуальность. Так, у одних детей речь формируется рано и развивается очень быстро и интенсивно. У других детей речь появляется с задержкой, развивается медленно; таких детей следует учить правильному произношению звуков.
Умение общаться с людьми, со своими сверстниками — одно из главных условий для нормального личностного и социального развития ребенка. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки в речи, то, следовательно он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть сложности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. Очень скоро он почувствует себя неполноценным, станет молчаливым, застенчивым, нерешительным, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Поэтому любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно влияют на его деятельность и поведение, а значит, и на формирование личности в целом.
Для каждого возрастного периода характерны свои особенности звукопроизношения.
Рассмотрим этапы формирования звукопроизношения.
Примерно к 2 месяцам у малыша появляется гуление, т. е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). С 3 месяцев у ребенка развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба). Начиная с 6 месяцев малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма).
К году появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м.
С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.
В возрасте 2 – 4 лет ребенок уже в достаточной мере овладевает речью, но речь ещё недостаточно чиста по звучанию, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. В этом возрасте малыш смягчает свою речь «сюмоцька» (сумочка); не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя или пропуская их. Ребенок в 2 года произносит следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К концу третьего года жизни у ребенка появляются следующие звуки: с’, л’, й, и все гласные. К 4 – 4,5 годам в речи почти исчезает смягчение, появляются шипящие звуки, но они звучат нечисто, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения.
Ребенок 4 – 5 лет овладевает четким и чистым произношением шипящих звуков ш, ж, ч, щ. Многие начинают верно произносить звуки р, р’, л, но они ещё недостаточно автоматизированы в речи. Словопроизношение детей 4 – 5 лет тоже становится чище, реже встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.
К 5 годам ребенок произносит все звуки родного языка правильно и использует их в своей речи.
Недостатки произношения звуков могут повлечь за собой нарушения всего речевого общения и письма детей, поэтому важно устранить имеющие недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. Следует обратить внимание взрослых на то, что каким бы ни был дефект речи, его преодоление должно предусматривать долгую, повторяющую работу, направленную не только на формирование звуковой стороны речи, но и на развитие лексического словаря, грамматического строя, развернутой фразовой речи.
Литература:
1. Кондратенко И. Ю. «Произносим звуки правильно Логопедические упражнения», 2009
2. https://urok.1sept.ru/статьи/568565/