марина андриеш
Ребёнок в поликультурном пространстве в детском саду
▼ Скачать +Заказ
Сегодня общепринято, что будущее нашей республики во многом зависит от судьбы ее образования. Кризис образования во многом связан с тем “нравственным вакуумом”, в котором оказалось новое поколение. Отбросив прежние идеалы, мы так и не выработали новых, и оказались как бы вообще без мировоззрения. Но поколение, выросшее без идеала, не может двигаться по пути социального прогресса.
Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим народам с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры.
Поиск и разработку изменений в дошкольное образование закрепляет ряд методических рекомендации и нормативно-правовых документов, вышедших в последние годы. В частности, Закон “Об образовании”, рекомендации по экспертизе образовательных программ дошкольных образовательных учреждений, Проекты содержания государственного образовательного стандарта для дошкольных образовательных учреждений, Доктрина развития образования, Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Гагаузия всегда отличалось от других регионов Молдавии значительным своеобразием, поскольку эта территория издавна являлась зоной активных контактов многих населявших ее народов, в первую очередь молдаван, гагаузов, болгар и русских, что создало благоприятные предпосылки для поликультурного воспитания детей. Именно через знакомство, изучение, анализ фольклора народов Гагаузии возможно развить нравственные чувства, обеспечить комфортность детей внутри культурного пространства, обеспечить укоренение ребенка в родной национальной культуре.
Народно-музыкальное творчество нашей республики — уникальное явление в общей европейской культуре. Здесь, где наиболее сохранилась древнеславянская культура, нашли развитие культура современных славянских, тюркских, романских народов. Взаимопроникающее влияние этих культур создало неповторимое и, видимо, наиболее колоритное в мире народное созвездие, которое стало неотъемлемым признаком для всех народов, проживающих на этой земле.
Мы живем в Гагаузии, Молдавской Республике. Миграции народов, длительные контакты между ними, общее вероисповедание способствовали сближению национальных культур, их взаимному обмену.
Проводя параллель между национальными культурами (русской, молдавской, гагаузской) нашего региона, можно с уверенностью сказать, что все они в своей совокупности имеют общее. Бесспорно, в первом ряду нравственных ценностей – гуманные качества: доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери, дружелюбие, честность и правдивость, юмор.
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание фольклора, традиций и обрядов. Какими же могут быть практические шаги в данном направлении?
Основываясь на принципах природосообразности, систематичности, последовательности и культуросообразности можно представить процесс интеграции личности в культуру следующими этапами (по Бим-Баду Б. М.):
изучение, развитие культуры своего народа;
интериоризация (усвоение) культуры;
сравнение своей культуры с культурой других народов;
развитие культуры межнационального общения;
интеграция в мировую и национальную культуру.
Кроме того, должны быть переосмыслены и отобраны наиболее оптимальные педагогические подходы и концепции к образованию и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и социокультурными особенностями должна быть более определенной: иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать разные формы работы.
Проводя работу с педагогами, в нашем дошкольном учреждении мы оборудовали мини-этнографический музей. Данная работа имела место в работе детского сада для создания заинтересованности у педагогов и других сотрудников УРО. Статус данного музея открывает главное средство воспитания исторического осознания, доступное и интересное даже малышу: обращение к предметному миру. Очень действенный и доступный ребенку подход к культуре – через предметы, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставил след те, кто их делал или им владел. Знакомясь с подлинными вещами, дети осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то, изготовил эти вещи, пользовался ими. Прошло много лет, а они сохранили и донесли до нас информацию о жизни, быте и культуре прошлого. Результаты работы в мини-музее свидетельствуют о ее востребованности родителями и воспитателями, об огромных потенциальных возможностях ее использования не только в процессе поликультурного, но и нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.
Проведение деловых игр, как нетрадиционной формы работы с кадрами, способствовали лучшему усвоению педагогами проблемы приобщения дошкольниками к народным культурам.
Обобщающей формой работы с педагогами УРО явилась постановка спектаклей, утренников. Реализуя одно из приоритетных направлений работы нашего детского сада по продвижению гагаузского языка через изодеятельность, принятие участия во всех объявленных конкурсах, акциях на румынском и гагаузском языках. Подобная форма работы дает детям тесно соприкоснуться с культурой, в данном случае с гагаузской и молдавской: обычаями, традициями, народными костюмами, предметами быта, утвари, народными песнями, танцами, почувствовать настроение, образ жизни, характеры самобытных украинских хуторян.
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Задачами сотрудничества педагогов с детьми являются:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей.
создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Работа с родителями реализовывалась в процессе вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс УРО.
Комплексная воспитательно-образовательная работа с дошкольниками в детском саду состоит из следующих задач:
развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Гагаузии;
развитие нравственных чувств у дошкольников.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строится на основе следующих подходов:
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов Гагаузии;
использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;
осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;
обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.
Проводя текущий контроль учебно-воспитательного процесса в УРО, я обратила внимание, что планируемая работа способствовала развитию у детей представлений о творчестве народов Гагаузии, развивались не только музыкальные способности детей, но у детей появилось чувство удовлетворения, радости, создались определенные условия для развития эмоциональности детей. Чувствовалось, что дети получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия.
Таким образом, можно сказать, что подобная работа несла в себе терапевтический эффект. Именно народное творчество своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывали у детей хорошее настроение. Обращение к своему внутреннему миру создало первую ступеньку к положительному отношению к окружающим. Подводя итог работе, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников средствами фольклора и традиций народов возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду осуществляется по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимодействие в системе “педагог-ребенок-родитель”, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и семье.