Ирина Шевелева
Лепка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Лепка-это один из видов изобразительной деятельности, которое оказывает благоприятное воздействие на ребенка. Лепка развивает ручную умелость, моторику. Ребенок обогащает представление об окружающим мире предметов, знакомится с их строением, формой, величиной.
Публикация «Лепка в детском саду» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Для занятий по лепке можно использовать различные пластичные материалы: глина, соленое тесто, пластилин, пластика (Пластика (полимерная глина) — разновидность пластилина. Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Застывает на воздухе или при нагревании, снег, песок, бумажная масса (Бумажная масса из нее можно лепить любые фигуры для работы в технике бумагопластики. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином, гипс.
Оборудование: дощечка или клеёнка, стеки, ножницы, влажная тряпочка, тара с водой.
Виды лепки (по содержанию детских работ)
Предметная лепка – это изображение отдельного предмета (фигурок животных, птиц, людей). Обязанностью воспитателя является – научить ребенка воссоздавать из пластилина форму предмета, и яркие характерные для него признаки.
Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Для сюжетной лепки характерен большой объем работы. Так как в сюжете нужно воссоздать каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, затем дополнить лепку некоторыми деталями. Сюжетом для лепки могут быть – эпизоды окружающей действительности, эпизоды из сказок. Выразительность композиции добавляет умение детей объединять фигуры в одну композицию.
Обязанность воспитателя при обучении сюжетной лепке – обучить детей изготавливать плотную объемную подставку и красиво распределять предметы на ней.
Декоративная лепка, в которой дети знакомятся с декоративно – прикладным творчеством. Предметы декоративно прикладного искусства всегда радуют детей своей яркостью, красочностью, влияют на формирование эстетического вкуса.
К декоративной лепке относится : изготовление бус для кукол, изготовление декоративной посуды (солонки, подставки для яиц, вазы, подносы, предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.).
Декоративная лепка способствует обучению детей обдумыванию темы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает подбирать роспись предмету.
В процессе работы над декоративной пластикой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.
Предметная лепка :
Приемы до занятия:
-обговаривание темы занятия;
-оформление выставки на тему занятия. Выставку можно сделать из натуральных предметов, игрушек, муляжей, чучело, иллюстрации;
-показ способов лепки;
-домашнее задание (старший возраст).
Приемы на занятии:
-сообщение темы занятия: игровые ситуации, сюрпризный момент;
-использование наглядности;
-показ способов лепки (полный или частичный);
-вопросы по техники лепки (по способам и приемам;
-выполнение формообразующих движений в воздухе (младший возраст) без материала;
-вариативные образцы воспитателя (не менее 2-3 шт) ;
-эмоциональные приемы: музыка, худ слова, игровые персонажи.
Сюжетная лепка :
Приемы до занятия:
-обговаривание темы занятия;
-оформление выставки на тему занятия;
-проведение предметных занятий;
-обговаривание с детьми лепки сюжета;
-подготовка основы.
Приемы на занятии:
-сообщение темы занятия с использованием эмоциональных приемов: дид игры;
-наглядность;
-показа нет, но задаются вопросы по технике приемов лепки;
-индивидуальная помощь детям;-на занятии дать возможность выбрать материал для занятия.
Декоративная лепка :
Приемы до занятия:
-обговаривание темы занятия;
-оформление выставки на тему занятий;
Приемы на занятии:
-показ и образец воспитателя не используется;
-обговаривание темы занятия с опорой на наглядность;
-вопросы к детям (что будут лепить, как, как будут украшать);
- дети на занятии должны иметь право выбора пластичного материала (3-4 вида);
- использовать эмоциональные приемы.
Способы лепки
Конструктивный способ.
При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
•объединение одинаковых форм (бусы,заборчик,колодец,сосиски);
•объединение похожих форм,отличающихся по величине (пирамидка,башенка,маяк,снеговик,неваляшка);
•объединение различных форм (грибок,бабочка,птичка,Чебурашка).
Пластический способ или скульптурный способ
Этот способ лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т. д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т. д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Формование
— путем ручного оттиска форм
С этим способом знакомы все с детства по лепке изделий в песочнице. Гипсовая форма руками заполняется глиной. Лучше это делать отщипыванием и вдавливанием небольших кусочков, чтоб нижний слой и боковые слои не имели пустот, неровностей, затем выравнивается верхний слой и после высыхания изделие легко вынимается из формы (гипс быстро впитывает воду, изделие уменьшается в размере и образуется зазор между стенками формы, дальнейшее досушивание изделия осуществляется обычным порядком.
- Приемы лепки
Разминание – надавливание руками или пальцами на кусочек пластилина В руки я комок возьму,
Хорошо его помну,
Чтоб он тёплым, мягким стал,
Но к рукам не прилипал.
Скатывание – формирование шариков больших и маленьких при помощи круговых движений между прямыми ладонями На комок я посмотрю,
Что хочу, то и слеплю.
Шарик я сейчас скатаю,
С ним немножко поиграю.
Раскатывание- формирование из куска пластилина «колбасок (фигур цилиндрической формы разного размера) путем раскатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями Шарик в руки я возьму
И раскатывать начну-
Вот и столбик получился,
Столбик в жгутик превратился.
Скручивание Жгутик я в спираль скручу
И ракушку получу.
Сплющивание – сжимание куска (глины или пластилина) сплющивается двумя пальцами-большим и указательным или между ладонями Чтобы с ней случилось что-то,
Сплющить мне её охота.
Ну и что же получилось?
Она в блинчик превратилась.
Вдавливание – прикрепление путем нажатия пальцем Можно снова шар скатать,
Чтобы пальцем протыкать
Прищипывание – большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется Блинчик в трубочку сверну
И прищипывать начну
Вытягивание (заострение)- оттягивание пальцами края шарика или дополнительное раскатывание одного из краев колбаски одним или двумя-тремя пальцами до получения острого конца Я кусочек прищипну
И вытягивать начну.
Хвостик длинный получился,
Шарик в репку превратился
Отщипывание – отделение от большого куска небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки
Обучение со среднего возраста:
Заострение, защипывание. Одним или двумя пальцами прижимают кусочек пластилина со всех сторон до получения острого конца.
Заглаживание, сглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Примазывание. Детали прилепляются друг другу и указательным пальцем сглаживаются, смазываются. При этом пластилин с одной детали будет переходить на другую.
Скручивание. Придание формы спираль.
Налепы. Оформление, дополнение изделия отдельными мелкими деталями.
Процарапывание. Соскабливание слоя пластилина острым предметом. Бывает многослойным.
Задачи по лепке в разных возрастных группах.
Воспитательные задачи:
Младшая группа: Воспитывать у детей интерес и положительные эмоции, отклик к занятиям по лепке.
Средняя группа: Воспитывать у детей эстетические чувства при восприятии предметов и предметом изобразительного искусства : керамика, народная игрушка, дымковская, филимоновская.
Старшая группа и подготовительная: Воспитывать у детей эстетические чувства с суждением и оценкой при анализе предметов окружающей действительности и предметов изобразительного искусства: керамика, форфор, дымковская игрушка, скульптура малых форм-каслинское литье. (народный промысел художественного изделия)
Изобразительные задачи:
Младшая группа: Учить детей лепить предметы по представлению из небольшого количества деталей на основе геометрических форм (шар, цилиндр, конус, диск, овоид).
Средняя группа: +полусфера (частичное сплющивание шара, полуовоид.
Старшая группа: Продолжать учить детей лепить предметы по представлению, добиваясь выразительности через передачу позы:, кошка сердится, петушок поет; движения: собака бежит, установка фигурки на ногах, лапах, (лыжник) + куб. (танк-скатываем в шар, приплющиваем шар и делаем из него куб).
Подготовительная группа: + Передача пропорции: лебедь машет крыльями, красивый жираф.
Тематика:
Младшая группа: угощение, строение (бублики, пирожки, овощи, фрукты, цыпленок, зайчик, неваляшка, снеговик, погремушка.
Средняя группа: угощение, девочка в шубе, кошечка, утенок.
Старшая группа: учить детей лепить предметы с натуры (плоды, плоды в сочетании с керамикой).(керамические изделия-это изделия из глины)
Подготовительная группа: + фрукты в вазе, грибы в корзине.
Младшая группа: учить детей лепить сюжеты – коллективные (всей группой) : курица с цыплятами.
Средняя группа: +утята в пруду. Учить лепить несложный индивидуальный сюжет (2-3 предмета) :зайчиха с зайчиком.
Старшая группа: коллективные сюжеты усложняются в тематике : животные, птицы с детенышами (собака со щенятами). Учить детей готовить основу для постановки сюжетной композиции, используя различные материалы: природный, бумага, бросовой, пластичный, ткань.
Подготовительная группа: +зоопарк, птичий двор.
Младшая группа: учить детей лепить декоративные предметы: посуду плоскую из диска-тарелочка, поднос, мисочка.
Средняя группа: + учить детей лепить посуду приемом углубленного вдавливания, чашка, кружка, ваза, кастрюлька.
Старшая группа: + учить детей лепить посуду ленточным способом; учить лепить посуду кольцевым налепом. (кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и внешней стороны).
Подготовительная группа: + лепка посуды из диска, лепка полой (пустой) посуды с помощью стеки.
В старшей и подготовительной дети лепят посуду чаще коллективно: чайный сервиз, выставка ваз и т. д.
Обязательным условием декоративной лепки является украшение предмета.
Средняя группа: учить детей лепить по мотивам народной игрушки: филимоновская, дымковская (дымковский козлик, дымковская птица).
Старшая группа: +продолжать учить детей по мотивам народной игрушки (городецкая) : дымковский петух, городецкая лошадка. Учить детей лепить декоративные пластины разными способами: налепом по частям.
Подготовительная группа: +дымковский индюк, дымковская барыня. Способы: лепка пластины путем наложения вырезанной формы на основу. Учить лепить пластину с выпуклым рельефом.
Младшая группа: учить детей лепить по собственному замыслу. Слепи что хочешь, но не всегда: слепи что-нибудь круглое, слепи какие хочешь плоды.
Средняя группа: закреплять умение детей лепить по замыслу: предметы: «Слепи какую хочешь игрушку», сюжеты: «Слепи какое хочешь животное с детенышем, «Слепи что хочешь».
Старшая группа и подготовительная: совершенствовать умение детей лепить по собственному замыслу: предметы: «Слепи какую хочешь птицу», сюжет по замыслу: «Слепи эпизод из своей любимой сказки», декоративная по замыслу: «Слепи какую хочешь посуду, игрушку. «Слепи что хочешь».
Развивающие задачи:
Младшая группа и средняя: Обогащать знания детей о предметах окружающей действительности, учить рассматривать и анализировать их. Анализировать по вопросам воспитателя: «Что это?» «Что естьу….» «Какой формы?» «Какой величины?» «Какого цвета?»
Старшая группа: Учить детей анализировать по плану воспитателя (задается 3-4 вопроса одновременно).
Младшая группа: Знакомить детей с пластичным материалом: глина, тесто. Знакомить с оборудованием для занятий.
Средняя группа: +пластилин.
Старшая группа и подготовительная: + пластика, оконная замазка, гипс.
Младшая группа: Познакомить детей с искусством керамики (только полюбоваться)
Средняя группа: Продолжать знакомить с керамикой.
Старшая группа: Говорить о материале, как делается посуда (технология изготовления)
Подготовительная группа: Декор (украшение) керамики: рисунок, выпуклый рельеф, углубленный рельеф.
Средняя группа: Знакомить детей с народной игрушкой. Говорить о материале и украшении игрушек.
Старшая группа: Познакомить детей с скульптурой малых форм, учить любоваться, анализировать.
Старшая группа и подготовительная: Детям дается знания о технологии изготовления игрушек, материале, элементов украшения. Учить сравнивать народные игрушки, видеть сходства и различия.
Младшая группа: Развивать у детей мелкую моторику руки, самостоятельность
Средняя старшая и подготовительная группа: Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук.
Средняя группа: +инициатива.
Старшая группа и подготовительная: + фантазия и творчество.
Технические задачи:
Младшая группа: Учить детей лепить предметы конструктивным способом (по частям).
Средняя группа: + комбинированный способ (большая часть предмета лепится из одного куска, остальные примазываются)
Старшая группа: + скульптурный способ: предмет лепится из целого куска.
Младшая группа: Учить детей техническим приемам лепки :
- приемы ладошкой: скатывание (шар, раскатывание (цилиндр, раскатывание с разным нажимом (конус, сплющивание (диск).
-приемы пальцевой лепки : не глубокое вдавливание, обрывание, соединение, прищипывание.
Средняя группа: + оттягивание, примазывание, глубокое вдавливание.
Старшая группа и подготовительная: сглаживание поверхности предмета, оформление поверхности предмета.
Младшая группа: Учить детей украшать слепленные предметы: налепом, вдавливание.
Средняя группа: + для украшения используются краски (гуашь, природный материал, бросовый материал, бумага.
Старшая группа: + Учить самостоятельно готовить основу для предметной, сюжетной или композиции по замыслу.