АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Ребёнок в детском саду царапает или кусает других детей. Как вести себя взрослым
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок в детском саду царапает или кусает других детей.
Как вести себя взрослым
Консультация для педагогов и родителей
Случается так, что не все дети умеют выражать свои чувства и потребности цивилизованным образом. Педагогам и родителям важно понаблюдать за ребёнком, чтобы понять какая важная потребность скрывается за таким поведенческим симптомом, в чём причина подобного поведения.
• Ребёнок таким способом устанавливает границы в отношениях
Публикация «Ребёнок в детском саду царапает или кусает других детей, Как вести себя взрослым» размещена в разделах
Иногда царапая другого ребёнка, дошкольник пытается отстоять свои границы. Например, когда у малыша отнимают игрушку, он в ответ царапает или кусает обидчика, чтобы показать, что он против этого.
Или ребёнок сам на что-то претендует и не получает желаемого, он расстраивается и ведёт себя также.
Рекомендации педагогам
Ребёнку необходимо помочь адаптироваться в отношениях с другими детьми; научить его проявлять свои чувства и выражать потребности допустимым способом. С ребёнком важно проговорить его чувства, его желания и побуждения, это даёт ребёнку возможность понимать себя и другого.
• Ребёнок таким способом ощущает, что он существует
Ребёнок пытается экспериментировать со своим влиянием на окружающий мир. Получая обратную связь, дошкольник делает вывод:
«На меня реагируют, значит, я существую». Для ребёнка это единственно возможный способ привлечь внимание.
Рекомендации педагогам
Детям можно подобрать игры, которые помогут им почувствовать, что они заметны и влияют друг на друга. Необходимо помочь детям сформировать ощущение ответственности за свои поступки.
• Ребёнок конкурирует за внимание воспитателя
Если ребёнок царапается и кусается только в детском саду, то причиной может быть конкуренция за внимание воспитателя.
Возможно, малышу кажется, что воспитатель больше расположен к другим детям. Тогда он обнаруживает, что кусаться и царапаться - хороший повод быть замеченным.
Рекомендации педагогам
Необходимо дать ребёнку понять, что педагог его замечает и ему необязательно проявлять себя агрессивно к другим детям. Очень важно, чтобы дошкольник обнаружил другие способы, на которые вы реагируете
Можно во время игры побеседовать с ребёнком о чём-нибудь, улыбнуться. Неплохо если вы отметите какие-то его положительные качества, похвалите его.
• Ребёнок пытается сплотить семью
Если такое поведение происходит дома, в семье, то это может говорить о детской тревоге.
Если ребёнок становится свидетелем ссор и споров родителей, то он чувствует, что привычное рушится. В этом случае его поведение - способ привлечь внимание, он хочет, чтобы родители как-то отреагировали.
Когда родители обсуждают проблему, разговаривают между собой - ребёнок успокаивается, тревога ослабевает.
Рекомендации родителям
Родителям необходимо обратить внимание на то, что происходит в семье
Переживают ли взрослые, что семья может распасться, сплачивается ли семья, когда возникает общая проблема? Иногда взрослым нужна помощь специалиста, психолога или семейного терапевта, который выстроит открытый диалог между членами семьи, поможет слышать и понимать друг друга. Это снимет с ребёнка ответственность за отношения взрослых.
• Ребёнок переживает кризис в семье
Такой поведенческий симптом может быть реакцией ребёнка на изменения в семье. Малыш не умеет по-другому проявить свои переживания, ему нужна помощь и поддержка в этот период.
Рекомендации родителям
Произошли ли в вашей семье какие-то изменения, которые поменяли привычный образ жизни? Это может быть: смерть близких, авария, травмы, болезни, рождение детей и др. Если это так, то обратитесь за помощью к детскому психологу.
Рекомендации для педагогов и родителей
1. Взрослым не нужно критиковать ребёнка, навешивать на него ярлыки: «плохой», «агрессивный», «плакса» и т. д.
Это может сформировать у ребёнка низкую самооценку, усилит сложности во взаимоотношениях с другими детьми.
2. Взрослым необходимо помочь ребёнку воспринимать себя как хорошего.
Ребёнок должен чувствовать от взрослых, что они на его стороне, помогают ему стать успешнее и испытывать положительные эмоции и чувства.