Елена Лукьянова
Консультация для родителей «Ребёнок у экрана»
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни телевизор и компьютер прочно вошли в жизнь наших детей. Во многих семьях, как только ребёнок научиться сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, который всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры в семье. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка и намного превосходит продолжительность общения со взрослыми. Такое времяпрепровождения вполне устраивает не только детей, но взрослых. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает, впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.
Публикация «Консультация для родителей „Ребёнок у экрана“» размещена в разделах
Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, испорченной осанке уже сказано довольно много, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.
Одно из них – отставание в развитии речи. В наши дни это очевидно: дети поздно начинают говорить, плохо и мало разговаривают, их речь бедна и примитивна. За последние 20 лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз! Однако причём здесь телевидение? Ведь ребёнок сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он включён в диалог. Причём включён не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Ответные высказывания ребёнка возникают исключительно на живую речь, адресованную именно ему. Речевые звуки, не обращённые к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к действию не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих слов, не становится «своей». Детям становиться трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удержать в памяти предыдущую фразу и связать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений.
Ещё один отмечается факт, который отмечается – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, их ничего не интересует и не увлекает.
Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически не возможно. Раннее и дошкольное детство – период зарождения наиболее общих, фундаментальных способностей человека. В психическом развитии каждый последующий «накладывается» на предыдущий и во многом определяется им. Следовательно, ранний возрастной период является наиболее ответственным – он определяет дальнейшее развитие человека.
Становление внутреннего мира ребёнка происходит в совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции ребёнка – интересы, переживания, представления, образы – первоначально существуют не внутри него самого, в пространстве между ним и взрослым, т. е. имеют совместную форму. При этом взрослый не навязывает ребёнку свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывает новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут оставаться незамеченными. Окружающие малыша предметы не воздействуют на него непосредственно. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает холодно и больно. Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми.
Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребёнок в раннем возрасте лишён полноценного общения со взрослыми, это смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, в внутренний мир ребёнка- пустым.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы к её использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их разумом.