Приложение МААМ

Ребенок с особенностями развития в детском саду

Марина Козлитина
Ребенок с особенностями развития в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Особенные дети – это дети, которых по самым разнообразным причинам называют именно так. Не важно, какой ребенок – одаренный или, наоборот, с ограниченным развитием, но он всегда будет особенным для других. Дети - это самое ценное, что может быть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно – потребность в родительской ласке, любви, развитии и самосовершенствовании.

Публикация «Ребенок с особенностями развития в детском саду» размещена в разделах

Таких детей можно встретить в каждой группе детского сада. Это дети с ярко выраженными страхами, признаками агрессии, гиперактивности, расстройствами аутистического спектра. Это дети, которые имеют трудности в формировании коммуникаций со сверстниками и взрослыми, испытывают сложности в саморегуляции своего поведения. Безусловно, таким детям нужна наша помощь.

В. Г. Петрова, считает что не всегда может быть известна причина особенностей поведения маленького ребенка. Причинами может стать целый букет- физиологические особенности, как при синдроме гиперактивности и дефицита внимания и РАС (растройства аутистического спектра, межличностные отношения, всевозможные внешние ситуативные факторы. Но увидеть проявления признаков того или иного особенного поведения ребенка и оказать помощь педагог может опираясь на простые ориентиры. Основными критериями проявления этих признаков является постоянство и длительность проявления. То есть, если на протяжении длительного времени от трех месяцев и более педагог наблюдает постоянные проявления определенных характерных признаков поведения у ребенка, он может предположить, что этот ребенок тревожен, или гиперактивен и т. д.

Главная же идея тренинга эффективного взаимодействия с детьми по мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной, это показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все - и педагоги, и родители, и медики, и психологи, совместными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по-настоящему эффективной.

Как правило тревожные дети выделяются своим постоянным беспокойством, плаксливостью, имеют нарушения сна и испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи, испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо.

Дети, склонные к агрессии чувствительны, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают их, часто сердятся и отказываются что-либо сделать, могут специально раздражать своим поведением детей и взрослых людей, отказываются подчиняться правилам и обвиняют других в своих ошибках

Детей, склонных к гиперактивности отличает высокая двигательная активность (беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо, ерзает на месте, находится в постоянном движении, спит намного меньше, очень говорлив, дефицит активного внимания (непоследователен в поведении, имеет трудности в организации, имеет трудности в организации, не слышит когда к нему обращаются, теряет вещи, с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его) и импульсивность (не может регулировать свои действия, не умеет подчиняться правилам, отвечает до того, как его спросят, не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях, плохо сосредотачивает внимание,вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других - нет).

Е. К. Лютова и Г. Б. Монина, предлагают ряд игр, с помощью которых педагогу будет намного проще найти общий язык с «особенными детьми».

1. Упражнение «Кто меня слышит»

Итак, когда в группе поднимается сильный шум, можно применить игру «Кто меня слышит». (Спокойным голосом, с протяжной интонацией начинаем говорить фразу: «Кто-о меня-я слы-ышит, хлопните два раза в ладоши. Кто-о меня-я слы-ышит, хлопните два раза в ладоши.» и т. п.) При этом педагог должен сам показывать эти действия. Как правило, сначала откликаются самые спокойные дети, «настроенные» на педагога. Они начинают повторять действия. Постепенно все остальные дети замечают, что в группе идет какая-то игра, заинтересовываются и включаются в игру. Естественно, педагог должен проявлять творческий подход и несколько раз менять фразы и действия, чтобы заинтересовать группу (погладить себя по голове, пощелкать пальцами, дотронуться до красного предмета, поднять глаза к потолку и высунуть язык и т. п.).

Есть универсальные упражнения, которые помогают сбросить напряжение и подходят как для агрессивны и гиперактивных детей, так и для тревожных деток.

2. Упражнение «Путешествие на машине-трясучке» (К. Фоппель). Дети отправляются в путешествие на необычной машине – машине трясучке. Садятся поудобнее, проверяют,есть ли в вашей машине руль, педали тормоз-газ. И можно предложить ребенку поехать со звуком «А-а-а!» или другим гласным звуком». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) дети начинают трястись всем телом – руками, ногами, головой, попой, животом, одновременно пропевая звук «А». Как только педагог подает сигнал – второй хлопок в ладоши- дети должны будут резко затормозить машину и замолчать.

Следующее упражнение обучает детей распознавать свои эмоции и эмоции других людей. Хорошо снимает мышечное и эмоциональное напряжение.

3. Упражнение «Загадки-топотушки» (Т. А. Крылова)

Педагог может загадывает правильные и неправильные загадки. Если дети согласны с утверждением – хлопают в ладоши и кричат громко «Да!», если не согласны – топочут ногами и кричат «Нет!»

Например:

• Дети радуются, когда к ним в гости пришел друг

• Детям нравиться, когда их толкают

• Дети боятся, когда им дарят подарки

• Дети радуются, когда с ними не хотят играть

• Дети плачут, когда любимая бабушка зовет их в гости

• Дети смеются, когда мама плачет

• Дети радуются, когда папу угощают мороженным.

4. Для развития эмпатии у детей можно использовать упражнение «Маленькая птичка» (Черепанова Г. Д.)

Цель: развивать мышечный контроль.

Можно дать ребенку в ладошки пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька, и говорим: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее и вместе с тем, успокаивая ее, успокаивается сам. При повторном использовании игры можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.

Одним из эффективных инструментов взаимодействия с детьми я считаю сказкотерапию и использую этот метод в своей работе. Хочу рассказать (показать) сказку на отреагирование детских страхов.

5. Упражнение «Полезная боюська»

- У каждого ребенка есть какой-то свой страх (кто-то боится темноты, кто-то уколов, кто-то боится, что-то спросить или сказать в детском саду, кто-то боится высоты и т. д.). Педагог предлагает рассказать сказку, которая называется «Полезная боюська» про одного маленького мышонка, который справился со своим страхом и даже нашел ему применение.

После проигрывания сказки педагог предлагает детям поиграть в «магазин», где он покупает или обменивает «боюськи» детей на книжки, игрушки или конфеты.

Найти правильный подход к «особенному ребенку» очень нелегко, но если иметь желание, то и цель будет достигнута. Воспитание начинается с добра, любви и уважения к детям, чтобы каждому ребенку было уютно, спокойно, радостно интересно, нужно чтобы каждого любили, уважали и ценили.

Список литературы

1. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? –М. : Флинта: Московский психолого-социальный итнститут, 1998.

2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : Издательство «Речь», 2005.

Публикации по теме:

Игростудия в детском садуИгростудия в детском саду Для ребенка основным видом деятельности, является Игра. Для развития этого вида деятельности дошкольников создаются специальные условия,.

«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей«Условия успешного развития игры в детском саду». Круглый стол для воспитателей «Условия успешного развития игры в детском саду» — круглый стол для воспитателейДетство - это не только беззаботная пора в жизни человека,.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Физкультминутки в детском садуФизкультминутки в детском саду Физ. минутки предназначены для детей в ДОУ для того, чтобы сбросить напряжение от непосредственно образовательной деятельности. На непосредственно.

Конспект НОД по разделу «Ребенок и Окружающий мир» для детей групп раннего развития (от 6 мес. до 1,5 лет-мамина школа)Конспект НОД по разделу «Ребенок и Окружающий мир» для детей групп раннего развития (от 6 мес. до 1,5 лет-мамина школа) по теме: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ» Задачи: образовательные :закреплять полученные знания о животных леса; Развивающие: развивать и поощрять.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Мультстудия в детском садуМультстудия в детском саду В октябре я приняла участие во второй Международной образовательной научно-практической он-лайн конференции «Новая школа: мой маршрут».

Наш цветник в детском садуНаш цветник в детском саду Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких,.

План-конспект НОД в группе раннего развития «Дети в детском саду» План-конспект НОД в группе раннего развитияТема: «Дети в детском саду»Цель: Развитие слухового внимания, воображения, координации движений.

Выпускной в детском садуВыпускной в детском саду Ведущая (Звучит музыка) Вот от чего –то зал притих, В глазах восторг и грусть немного Пусть зал сейчас запомнит их : Кокетливых и озорных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ребенок с особенностями развития в детском саду
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 20:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ребенок с особенностями развития в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Марина Козлитина (УИ 260096) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД