Марина Козлитина
Ребенок с особенностями развития в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Особенные дети – это дети, которых по самым разнообразным причинам называют именно так. Не важно, какой ребенок – одаренный или, наоборот, с ограниченным развитием, но он всегда будет особенным для других. Дети - это самое ценное, что может быть в нашей жизни. Они такие разные, но объединяет их одно – потребность в родительской ласке, любви, развитии и самосовершенствовании.
Публикация «Ребенок с особенностями развития в детском саду» размещена в разделах
Таких детей можно встретить в каждой группе детского сада. Это дети с ярко выраженными страхами, признаками агрессии, гиперактивности, расстройствами аутистического спектра. Это дети, которые имеют трудности в формировании коммуникаций со сверстниками и взрослыми, испытывают сложности в саморегуляции своего поведения. Безусловно, таким детям нужна наша помощь.
В. Г. Петрова, считает что не всегда может быть известна причина особенностей поведения маленького ребенка. Причинами может стать целый букет- физиологические особенности, как при синдроме гиперактивности и дефицита внимания и РАС (растройства аутистического спектра, межличностные отношения, всевозможные внешние ситуативные факторы. Но увидеть проявления признаков того или иного особенного поведения ребенка и оказать помощь педагог может опираясь на простые ориентиры. Основными критериями проявления этих признаков является постоянство и длительность проявления. То есть, если на протяжении длительного времени от трех месяцев и более педагог наблюдает постоянные проявления определенных характерных признаков поведения у ребенка, он может предположить, что этот ребенок тревожен, или гиперактивен и т. д.
Главная же идея тренинга эффективного взаимодействия с детьми по мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной, это показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все - и педагоги, и родители, и медики, и психологи, совместными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по-настоящему эффективной.
Как правило тревожные дети выделяются своим постоянным беспокойством, плаксливостью, имеют нарушения сна и испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи, испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо.
Дети, склонные к агрессии чувствительны, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают их, часто сердятся и отказываются что-либо сделать, могут специально раздражать своим поведением детей и взрослых людей, отказываются подчиняться правилам и обвиняют других в своих ошибках
Детей, склонных к гиперактивности отличает высокая двигательная активность (беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо, ерзает на месте, находится в постоянном движении, спит намного меньше, очень говорлив, дефицит активного внимания (непоследователен в поведении, имеет трудности в организации, имеет трудности в организации, не слышит когда к нему обращаются, теряет вещи, с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его) и импульсивность (не может регулировать свои действия, не умеет подчиняться правилам, отвечает до того, как его спросят, не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях, плохо сосредотачивает внимание,вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других - нет).
Е. К. Лютова и Г. Б. Монина, предлагают ряд игр, с помощью которых педагогу будет намного проще найти общий язык с «особенными детьми».
1. Упражнение «Кто меня слышит»
Итак, когда в группе поднимается сильный шум, можно применить игру «Кто меня слышит». (Спокойным голосом, с протяжной интонацией начинаем говорить фразу: «Кто-о меня-я слы-ышит, хлопните два раза в ладоши. Кто-о меня-я слы-ышит, хлопните два раза в ладоши.» и т. п.) При этом педагог должен сам показывать эти действия. Как правило, сначала откликаются самые спокойные дети, «настроенные» на педагога. Они начинают повторять действия. Постепенно все остальные дети замечают, что в группе идет какая-то игра, заинтересовываются и включаются в игру. Естественно, педагог должен проявлять творческий подход и несколько раз менять фразы и действия, чтобы заинтересовать группу (погладить себя по голове, пощелкать пальцами, дотронуться до красного предмета, поднять глаза к потолку и высунуть язык и т. п.).
Есть универсальные упражнения, которые помогают сбросить напряжение и подходят как для агрессивны и гиперактивных детей, так и для тревожных деток.
2. Упражнение «Путешествие на машине-трясучке» (К. Фоппель). Дети отправляются в путешествие на необычной машине – машине трясучке. Садятся поудобнее, проверяют,есть ли в вашей машине руль, педали тормоз-газ. И можно предложить ребенку поехать со звуком «А-а-а!» или другим гласным звуком». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) дети начинают трястись всем телом – руками, ногами, головой, попой, животом, одновременно пропевая звук «А». Как только педагог подает сигнал – второй хлопок в ладоши- дети должны будут резко затормозить машину и замолчать.
Следующее упражнение обучает детей распознавать свои эмоции и эмоции других людей. Хорошо снимает мышечное и эмоциональное напряжение.
3. Упражнение «Загадки-топотушки» (Т. А. Крылова)
Педагог может загадывает правильные и неправильные загадки. Если дети согласны с утверждением – хлопают в ладоши и кричат громко «Да!», если не согласны – топочут ногами и кричат «Нет!»
Например:
• Дети радуются, когда к ним в гости пришел друг
• Детям нравиться, когда их толкают
• Дети боятся, когда им дарят подарки
• Дети радуются, когда с ними не хотят играть
• Дети плачут, когда любимая бабушка зовет их в гости
• Дети смеются, когда мама плачет
• Дети радуются, когда папу угощают мороженным.
4. Для развития эмпатии у детей можно использовать упражнение «Маленькая птичка» (Черепанова Г. Д.)
Цель: развивать мышечный контроль.
Можно дать ребенку в ладошки пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька, и говорим: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее и вместе с тем, успокаивая ее, успокаивается сам. При повторном использовании игры можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
Одним из эффективных инструментов взаимодействия с детьми я считаю сказкотерапию и использую этот метод в своей работе. Хочу рассказать (показать) сказку на отреагирование детских страхов.
5. Упражнение «Полезная боюська»
- У каждого ребенка есть какой-то свой страх (кто-то боится темноты, кто-то уколов, кто-то боится, что-то спросить или сказать в детском саду, кто-то боится высоты и т. д.). Педагог предлагает рассказать сказку, которая называется «Полезная боюська» про одного маленького мышонка, который справился со своим страхом и даже нашел ему применение.
После проигрывания сказки педагог предлагает детям поиграть в «магазин», где он покупает или обменивает «боюськи» детей на книжки, игрушки или конфеты.
Найти правильный подход к «особенному ребенку» очень нелегко, но если иметь желание, то и цель будет достигнута. Воспитание начинается с добра, любви и уважения к детям, чтобы каждому ребенку было уютно, спокойно, радостно интересно, нужно чтобы каждого любили, уважали и ценили.
Список литературы
1. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? –М. : Флинта: Московский психолого-социальный итнститут, 1998.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб. : Издательство «Речь», 2005.