Дворникова Ирина Владимировна
Консультация для родителей «Ребенок играет один»
▼ Скачать + Заказать документы
Разберём сегодня очень распространенный вопрос «Какие дети играют одни и почему?»
Думаю, что ни для кого не секрет, что игры в жизни ребёнка крайне важны. И учёными не раз доказано, что игровая форма обучения – самая эффективная. Игры настолько многогранны и многофункциональны. Они решают такие задачи как: развитие, обучение, социализация и отдых (развлечение). Путём ознакомления с окружающим миром и взаимодействием с другими людьми (социумом) они способствуют становлению адекватной, здоровой личности готовой к будущему. Очень важно развить у ребёнка навыки речи и мышления, сенсорные и моторные навыки, научить ребёнка проявлять интеллектуальную и коммуникативную активность, стимулировать к поиску творческих решений, научить находить компромисс, ценить и уважать чувства других детей, договариваться, поддерживать дружелюбную атмосферу. И игра – самый приятный и естественный путь воспитания.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок играет один“» размещена в разделах
Тут встаёт другой вопрос. Есть дети которые любят играть одни и дети которые не могут играть одни. Разберёмся в этой статье с первым случаем.
Когда мы сталкиваемся с тем, что ребёнок возится сам с собой, играет в одиночку на «своей волне» то сразу всплывает подозрения что это признаки интроверсии или аутизма. Что касается этих классификаций, то в действительности они не совсем корректные. В различных ситуациях дети могут вести себя по-разному, в зависимости от условий и окружающей действительности. Поэтому нужно учитывать все возможные причины.
Причиной номер один может быть то, что ребёнок маленький и ещё не умеют играть с другими детьми. В лучшем случае, маленькие дети играют рядом с кем-то, но никак не вместе. Из-за несовершенства навыков общения им попросту недоступно планирование игры, распределение ролей, они ещё не могут «сговориться». Это придет позже. А пока они отрабатывают в индивидуальной игре определенные игровые действия, имитирующие действия взрослых и связанные с каким-то знакомым сюжетом.
Второй причиной может быть то, что ребёнка не научили общаться. Особенно в современном мире стоит остро вопрос о коммуникации детей с другими детьми. Если родители уделяют мало времени своему ребенку, спихивая вопрос развлечения на телефон и мультфильмы. Или ограждают от «лишних контактов» не в меру заботливые мамы и бабушки. И если в семье нет братьев-сестер, а в садик ребёнок ходит редко, то могут возникать проблемы с взаимодействием в коллективе. Таким детям, скорей всего не объясняли основные принципы, не рассказывали, как правильно общаться со сверстниками, не показывали плюсы совместных игр.
В этом случае родителям нужно чаще вступать в контакт с ребёнком, объяснять что хорошо, что плохо, показывать разные варианты игр, и внедрять сюжетно-ролевые игры (игры в «дочки-матери», врача, продавца) чтобы ребёнок учился выражать свои мысли чувства. И обязательно нужно создавать условия для знакомства с другими детьми на прогулках в песочнице, знакомить со сверстниками родственниками.
Причиной номер три может быть замкнутость ребёнка, из-за насилия или алкоголизма в семье, проявления повышенной агрессии. Такие дети испытывают трудности в коммуникации по причине того, что они могут бояться сделать что-то неправильно, также, могут испытывать сильное чувство вины и даже агрессировать сами. И в этом случае нужна работа с квалифицированными психологами и неврологами.
Четвертой причиной может быть особенность темперамента. Важно учитывать эти особенности, не пытаясь исправлять это. Так как есть типы людей, которые имеют под собой нейрофизиологические обоснование, что совсем не говорит о ненормальности или каких-то отклонениях.
В этом случае очень важно, как уже было сказано выше, не навязывать привычные или желаемые модели поведения, и при этом всё же развивать коммуникативные навыки, а именно учить благодарить, здороваться, прощаться, учить проявлять уважение, вежливо просить о чём-либо и помогать другим.
И пятая причина может заключаться как раз таки в признаках аутизма. Таких причин несколько. С раннего возраста такие дети крайне пассивны. Эмоционально и физически. Они сводят количество контактов к минимуму и быстрее других осваивают навыки самообслуживания. Иногда такие дети говорят о себе в третьем лице и не проявляют интереса к игрушкам.
И в этом случае необходима помощь профессионалов, т. к. это расстройство психики.
Нужно отметить, что любой ребёнок имеет свой собственный жизненный опыт, и этот опыт как в зеркале отражается в его ведущей деятельности. И очень много зависит от того, какие ему читали книги, какие он слушал радиопередачи и конечно же от того, в какие игры играют его друзья по детскому саду, сверстники или старшие во дворе. Но дети играют не только в детском саду и не только со сверстниками. Очень многие дети любят и умеют подолгу с интересом играть в одиночку. По данным исследователей, даже ребенок, посещающий дошкольное учреждение, играет самостоятельно, вне коллектива, около 16-20 часов в неделю. У детей, по той или иной причине находящихся дома, такого времени, разумеется, ещё больше.
Так или иначе, играют по-разному, в зависимости от возраста, от собственного игрового и социального опыта, от особенностей своего характера и положения в группе других детей. И это не случайно. Индивидуальная игра ребёнка с распределением ролей между игрушками, в которой он сам выполняет режиссерские функции,- закономерная ступень в его игровом развитии. Она возникает ещё в раннем возрасте, на фоне предметной деятельности, а по мере развития совместной сюжетно-ролевой игры уступает её ведущую роль. Сама же индивидуальная игра на долгие годы остается одним из видов игровой деятельности ребенка.