Юлия Инедеркина
Ребенок и музыка
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Ребенок и музыка»
Для взрослых не секрет, что ребенок дошкольник любит петь и танцевать, что счастливые мгновение его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.
Что же делает музыку настолько близкой и понятной ребенку? Что заставляет растущего человека, свободного в своих проявлениях, с завидным постоянством выбирать деятельность, связанную с ней?
Публикация «Ребенок и музыка» размещена в разделах
Музыка – это самовыражение. Природа дала человеку голос и моторно- ритмическое чувство. Музыка – это взаимопонимание. Это уникальное, универсальное средство человеческого общения, преодолевающее границы и время. С помощью музыки ребенок не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, но и может быть понят другим человеком.
Разнообразие музыки предопределяет ее органичное включение в любое событие жизни ребенка. Музыка – это сам ребенок. Многообразие музыки равно многообразию растущего человека. Музыка вмещает в себя весь мир ребенка, становится языком его души.
Как же может взаимодействовать ребенок с музыкой?
Музыкальная деятельность дошкольника синкретична. Он не просто участник всех ее видов, он зачастую осуществляет их одновременно! Вот он слушает музыку и одновременно создает двигательную импровизацию, поскольку усидеть на одном месте нет никакой возможности. Вот он напевает любимую песню и тут же дополняет ее новой фразой. Вот он, затрудняясь выразить свое эмоциональное состояние в словах, просит включить запись музыки, которая, как ему кажется, все расскажет о нем.
Характер взаимодействия с музыкой меняется в зависимости от возраста.
Так, в первые годы жизни деятельность можно назвать музыкально-предметной. В это время интерес ребенка вызывают игрушки и инструменты, издающие звуки. Он накапливает опыт манипулирования с ними, делает первый выбор более привлекательных предметов, инициирует предметные и сенсорные игры с объектами – носителями звуков.
Далее его деятельность становится музыкально-игровой. Вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими людьми. Музыка становится :
- увлекательной игрой, поскольку на этом этапе любой вид музыкальной деятельности – будь то пение или прослушивание музыки – для ребенка по сути своей является игрой;
- источником обогащения опыта эмоциональных отношений и переживаний, что позволяет строить социальные отношения в игре и общении;
- содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением содержания музыкальных произведений.
К концу дошкольного возраста у ребенка появляется музыкально-художественная деятельность. Его в большей степени начинает интересовать не сам процесс, а результат деятельности. Накопленный к этому времени личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность старшему дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные реализации позиции:
- слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и тем самым выразить результаты собственного восприятия;
- исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
- сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев, создателя сюжета музыкально-драматической игры и т. д.)
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. «Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального вопитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» Учебно-методическое пособие. – ООО изд-во «Детство -Пресс», 2010г.