Светлана Заводина
Ребёнок в пространстве музея
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок в пространстве музея. Ознакомление с родным краем как средство эстетического восприятия дошкольника. Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться как твой воспитаник уже взрослый. Какой он? Что делает? Как живёт? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Может быть, что-то из тех времён сохранил в себе? Быстро летит время, потому-то и медлить нельзя! Воспитывать ребёнка нужно сегодня, а не завтра. Воспитывать лучшие качества, лучшие чувства, лучшие мысли. Как это делать? С помощью культуры и красоты, пропуская их через свою душу и сердце к сердцу ребёнка. Без этого ни какие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания детей не работают! Душевное и физическое здоровье детей, а следовательно, и духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех слов, которые мы, имено мы и сейчас, заложим в сознание и сердце детей. Воспитание красотой и культурой не просто красивые слова- это опыт человечества, это единственно верный путь. При этом красота и культура должны быть понятны во всей их глубине и широте. Это не просто этикет и хорошие манеры, не чисто внешняя красивость, не эрудированность ; красота и культура-понятие прежде всего: духовные. Они связаны с внешним миром человека, с его мыслями и чувствами. Поэт Николай заболоцкий писал: ….что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь мерцающий в сосуде? Николай Добролюбов- «красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нём заключается». Ещё один писатель, Михаил Зощенко, пишет:- «Возможно культурный человек-это не только образованный человек. Культура- это не только образование. Это сложная сумма поведения, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и «норм»… Культура, если она воспитана с детства, становится обязательным достоянием человека. Она как бы пропитывает нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - так говорили древние греки. Поэтому нужно окружать ребёнка красотой- всем прекрасным, чем только сможем : И это не так уж трудно сделать. По словам Сухомлинского, детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием, человек и Отечество, их красоты и величия. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любви и привязанности к Родине, преданности ей, ответственности за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родиен- месту, где родился человек. Поэтому важнейшим этапом формирования у детей определённых этнокультурных условий и в то же время и в то же приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Характер общения ребёнка с музеем зависит от степени развития его восприятия, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире. В музейной педагогике обозначены главные проблемы- осмысления подходов к познанию дошкольниками музейного пространства. Общение педагога и детей в музейной среде, традиционно ограничиваемое экскурсией, ныне приобретает более съимпровизированный характер. Взаимодействие ребёнка с музейным объектом предполагает появление разных чувств, восприятие образов и формирование индивидуальных представлений. Сегодня педагогу необходимы творческие и педагогические навыки освоения музейно-педагогического пространства как развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встаёт перед необходимостью определённого конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Во многих музеях существуют тематические экспозиции, например, «творчество народных мастеров», «Во что играли наши бабушки», «мир природы», и др, но наряду с этим педагоги должны сами осуществлять выбор музейных объектов и экспозиций. Наблюдение ребёнка в музейной среде станет интереснее и полезнее если воспитатель при рассматривании, например, изделий народных промыслов, будет рассказывать детям, что придаё т им красоту : материал, форма, фактура, декор…В выборе объектов для рассматривания нужно придерживаться определённой последовательности. Сначало. Это например, старинные игрушки, затем декоративная роспись (на деревянных, металических предметах) и наконец изделия из керамики. В дальнейшем зрительный ряд выстраиваится с учётом интересов ребёнка, в том числе осознания идей, которые воплощены в декоративно-прикладных предметах. В нашем аркеведческом музее широко представлены- предметы домашнего обихода, посуда и т. д. (предметы старинного казачьего обихода. Важным аспектом является исследование вещей и предметов окружающей дошкольника предметно-пространственной среде. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы старины: семейные коллекции, фотографии (так же довольно широко представлены в краеведчесском музее) и т. д. «диалог с музейной вещью позволяет обратить внимание воспитанников и вне стен музея, казалось бы, и на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию, например, своим необычным видом, назначением, «говорящими» деталями. Предположения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребности к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея. Взаимодействие взрослого и ребёнка может стать развивающим лишь при соблюдении определённых условий, таких как например эстетическое развитие представлений и практических навыков дошкольников, определённое настроение беседы взрослого с детьми, способствуют формированию у них самостоятельного оценочного суждения. Дети-аудитория не простая. Но отзывчивая и благодарная. Поэтому весьма важно приобщать юных поситителей музея к ценностям народной культуры посредством не только детских, но и семейных экскурсий, различного рода совместных мероприятий для взрослых и детей в воскресные и праздничные дни, тематических встречь педагогов и их воспитанников с сотрудниками музея на экскурсиях. Весьма важной является предварительная подготовка ребёнка к посещению музея. Она предусматривает следующее : 1. При отборе экспонатов осмотра музейной среды надо учитывать возможности каждого ребёнка. 2. Известно, что ребёнок усваивает информацию в первые 10-15 минут, поэтому для осматривания выбирать не более трёх-четырё предметов. 3. В любом музее много предметов, привлекающих внимание ребёнка, что может стать причиной рассеивания внимания, поэтому первую экскурсию в музей как обзорную. Во время такой экскурсии внимание детей привлекают к интерьеру либо к основным предметам, составляющим коллекцию в целом. 4. С тем, как вещи попадают в музей, акцинтируя внимание на их бережном хранении, дошкольника знакомят постепенно. 5. Особое внимание уделяется тем экспонатам, которые дети не могут увидеть дома и в детском саду. 6. Совместно с родителями обсуждают организационные вопросы (доставка детей в музей, и т. д.). Краеведческий музей, является в первую очередь, музеем этнографическим, объектами хранения и демонстрации в нём в первую очередь являются подлинные предметы прикладного быта, поэтому в нём происходит прямой контакт с увековеченным человеческим опытом. Посетители переживают момент присутствия, словно зрители в театре, а маленькие дети в особенности. Это непосредственное общение с прошлым, не способны заменить ни какие средства массовой информации. Музей выступает в данном случае, как особая, дополнительная форма образования дошкольников, развиваюшая их кругозор,способствующая гражданско-патриотическому воспитанию, формированию положительных установок по отношению ко всем этносам Земли. Уходит время, уходят вещи. Предметы окружающие нас, являются носителями не только утилитарной нагрузки (то есть, для чего конкретно каждый предмет преднозначен, но и нагрузки символической. Люди каждой эпохи наделяют их особым смыслом. Вещи могут служить знаками добра, зла, богатства, плодородия, и т. д., поэтому в музее достаточо чспешно можно проводить тематические занятия не только по этнографии (бытоописанию, но и по истории, литературе, экологии и другим образовательным дисциплинам. А для самых маленьких посетителей, впервые пришедших в музей, проводятся экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом. (например история утюга, сундука, старого зеркала, самовара и т. д.). Все эти предметы представлены в нашем музее. Например, гостипреимные хозяева казачьего куреня могут могут предложить детям стать участниками посиделок, на которых в старину не только веселились, но и работали, процесс прядения пряжи, лепка из теста обрядовых печений, чаепитие из старинного самовара, разучивание песен, танцев, игр и многое другое. Рисование после посищения музея (ка самостоятельная творческая деятельность) помогает детям закрепить свои знания, ещё раз прежить радость общения с музеем, выразить своё личное отношение к увиденному и услышанному на экскурсии. Каждая экскурсия доставляет радость и детям, и взрослым, впечатление от первых экскурсий надолго сохраняется в детской памяти и отражается в рисунках детей. В музее на экскурсии дети воспринимают музейные экспонаты (если это произведения искусства, например картины) в первую очередь с позиции своего жизненного опыта. Так, например кто-то видит на картине небо и облака, кто-то птичек, а кто-то лицо человека. Я, слушая высказывания детей, видела, как со временем миняется их восприятие произведений искуства и отмечала для себя на что следует обратить внимание. Умение смотреть, видеть и рассказывать о своих впечатлениях пригодятся детям и в дальнейшей жизни. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. И главной задачей воспитателя-создание условий для возникновения радости, эстетических переживаний и других нравственных чувств. Чем больше будет в жизни детей красивых уголков природы, хороших и доступных музеев, выставок, концертов, книг-всего что несёт в себе красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будет протекать их развитие и образование.