Валентина Соколова
Реализация этнокультурного содержания коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара
Реализация этнокультурного содержания коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья через технологию проектирования
Соколова В. М., воспитатель
Груздева Н. Ю., воспитатель
Резвых Л. Ю., учитель-логопед
Сыктывкар,2022
1. Пояснительная записка 3
2. Цель и задачи применения технологии проектирования в образовательной деятельности с дошкольниками.
6
Публикация «Реализация этнокультурного содержания коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
3. План реализации этнокультурного содержания через технологию проектирования.
7
4. Этапы проведения и реализации проекта.
9
5. Список литературы
13
Содержание
Приложение 1. Презентация «Книжный уголок группы №9»
Приложение 2. Видеоролик "Мы любим свою Республику Коми»
Приложение 3. Презентация «Лепбук –коми край наш северный
Приложение 4. Презентация проект с детьми старшего дошкольного возраста «Коми край мой родной»
Приложение 5. Игровое путешествие по городам Республики Коми с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.
Пояснительная записка
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста,дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Данная образовательная технология уже более 10 лет применяется в практике дошкольных образовательных учреждений. Детские сады, которые начинают активно ее использовать, всякий раз убеждаются в ее эффективности для развития детей, педагогов и родителей.
Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Поэтому в практике нашей работы мы стали достаточно активно использовать данный метод, и хотим поделиться опытом своей работы в данном направлении.
Таким образом, метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цельи задачи применения технологии проектирования в образовательной деятельности с дошкольниками
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.
Задачи:
Пополнить знания детей о родном Коми крае, городе (история, символика, достопримечательности, улицы, площади)
Расширить представления детей о родном крае и его богатствах (растительный мир, животный мир)
Способствовать возникновению интереса к родному краю, городу
Развивать познавательную активность у детей в разных видах деятельности
Воспитывать у детей любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине
Развивать интерес участников образовательного процесса к коми культуре через приобщение к информационным ресурсам (СМИ, сайты социальных партнёров и т. д.)
Привлечь родителей (законных представителей) к пополнению мини-музея группы «Коми край наш северный» к творческой работе по реализации проекта.
Развить желание участвовать в процессе совместной проектно- исследовательской деятельности.
План реализации этнокультурного содержания через технологию проектирования
Цель проекта: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края, способствующих поддержке детской инициативы для формирования духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
1. пополнить знания детей о родном Коми крае, городе (история,символика, достопримечательности, улицы, площади);
2. расширить представления детей о родном крае и его богатствах (растительный мир, животный мир);
3. способствовать возникновению интереса к родному краю, городу;
4. развивать познавательную активность у детей в разных видах деятельности;
5. воспитывать у детей любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;
6. воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малойРодине.
7. развивать интерес и любовь к коми народной музыке, вызывать желание играть на коми инструментах.
8. привлечь родителей (законных представителей) к пополнению мини-музея группы «Коми край наш северный».
Тип проекта: творческий, коллективный, долгосрочный
Участники: дети (5-7лет, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители (законные представители, социальные партнеры.
Ожидаемые результаты:
- сформированы знания о родном крае, городе; о традициях, народно-прикладном искусстве, народных костюмах, истории родного края;
- будут проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности;
- станут активными участниками в выставках, конкурсах, приобретут навыки социального общения с взрослыми;
- сформируется чувство гордости за свой город, край;
-называют некоторые виды комиорнамента, их значение и особенности, умеют составлять узор из выбранных элементов.
- возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
-обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение компетентности родителей присовместном с реб нком поиске, исследовании и изучении культуры родного края.
- работая над проектом, у детей дошкольного возраста развивается: творческое начало, воображение, изобретательность, способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор, способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Подготовительный:
1. Обсуждение идеи проекта педагогами группы.
2. Теоретическая подготовка педагогов к реализации проекта.
3. Разработка перспективного плана.
4. Ознакомление с проектом родителей (законных представителей)
5. Организация экскурсий в парки, с целью ознакомления с природой города.
II Основной этап
1. Открытие книжного уголка «Люби и знай свой Коми край» :
- методические пособия, брошюры, журналы, открытки по знакомству детей дошкольного возраста с Республикой Коми
- карта Республики Коми
- сказки, стихи, рассказы, загадки, скороговорки писателей Республики Коми - книжки-самоделки, книжки-малышки
- лепбук «Коми край наш северный».
Важную роль в развитии у детей познавательных способностей о Коми крае имеет работа с книгой. Дети любят слушать рассказы, сказки, стихи, скороговорки, рассматривать иллюстрации. Книжный уголок в помещении группы представляет собой тихую зону с полками/стеллажом для книг и стола со стульчиками для детей. Уголок уютный и привлекательный для маленьких читателей, который содержит книги разнообразной тематики для удовлетворения интересов воспитанников. Центр оформлен картинками с изображением известных детям литературных персонажей: герои сказок, рассказов, былин. В книжном уголке есть хозяин персонаж-игрушка, который следит за книгами и всегда рад ребятам. Для уголка-библиотеки выполняются познавательные стенгазеты и красочные плакаты, к их созданию привлекаются родители воспитанников. Замечательное украшение - рисунки, раскраски и пластилиновые, глиняные поделки на тему литературных сюжетов.
2. На основе любимых книжных историй проводились игры-драматизации и разучивались диалоги по ролям. Дети в стихах рассказывали о красоте своей Республике Коми.
3. Обустройство мини – музея «Коми край наш северный» :коллекция музейных предметов, отражающих быт коми:предметы из бересты, посуда из глины, самовар, коми шаньги, куличи, баранки, выполненные детьми из теста для сюжетно-ролевых игр, коми национальный костюм.
Расписанные предметы из дерева и глины в наш музей представила «Детская школа художественного ремесла» с. Вильгорт.
4. ОО «Познавательное развитие»
-проведение цикла познавательных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:
«Дом, в котором я живу», «Моя малая Родина», «Достопримечательности моего города», «История моего города», «Природа моего края».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
-рисование «Знакомство и рисование нового коми орнамента», «Украсим варежку»; раскраски «Национальный костюм малица» (цветные карандаши);пластилинография «Укрась одежду»»;
-конструирование: «Моя улица», «Город в котом я живу»;
-музыка: рассматривание альбома, презентация «Коми народные инструменты», обучение игре на коми музыкальных инструментах, знакомство с музыкальной коми игрой «Как тебя зовут».
ОО «Речевое развитие»
-знакомство с коми сказками: «Сказка про то, как Пера Богатырь спас Зарань», «Кто главнее?» «Лесной человек – Ягморт», «Ема», «Сказочный север», «Чукля»;
-викторина «Сказки коми писателей»;
-чтение стихотворений Коми писателей П. Образцов «Мороз», В. Демидов «Семицветные стихи», А. Журавлев «Река Уса», «Сказка Тундры»;
-заучивание считалки на коми языке;
драматизациякоми сказки «Пузырь, лапоть и мышь»
ОО «Физическое развитие»
- подвижные игры: «Ловля оленей», «Стой, олень!», «Чум», «Прыжки через нарты», «Воробей», «Совушка», «Луна и солнце»;
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
-экскурсии в музей «Коми край наш северный»;
-ролевые игры: «Оленеводы», «Рыбалка», «Коми-посиделки»;
-дидактические игры: «Домино», «Круги Луллия» «Символика Республики Коми», «Обведи по контуру», «Найди пару», «Коми изба», «Одень куклу», Укрась рукавичку»;
-Лепбук «Коми край наш северный»,Панно «Карта Республики Коми»
5. Сотрудничество с ГБУ РК «Национальный музей Республики Коми» - непосредственно образовательная деятельность «В гости к оленеводам»
6. Сотрудничество с партнерами детской школы художественного ремесла
Изостудия «Гончарик» с. Выльгорт.
7. Участие в конкурсе «Всероссийский творческий конкурс «Коми мир-2021», посвященный 100-летию Республики Коми
8. Конкурс в МБДОУ «Детский сад№60 компенсирующего вида»- «Лучший центр по этнокультурному образованию» - I место
9. Участие в городском конкурсе на лучшее оформление учреждения с использованием государственной символики, государственных языков Республики Коми и элементов коминационального колорита. Номинация «Лучший книжный уголок».
III. Презентационно - завершающий
1. Выявление знаний и навыков поведения, полученных в ходе выполнения проекта.
2. Беседы с детьми о результатах работы за время осуществления проекта.
3. Рассматривание фотоальбома «Люблю тебя мой край родной»
4. Составление картотеки игр
5. Выставка детских рисунков и фотографий в детском саду
6. Игровое путешествие по городам Республики Коми с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.
7. Отчет о выполнении и результатах работы
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали»
Анализпроведенной работы.
Список литературы
1. Сухановский Алексей. ЗАРНИ ЛОВ. Золотая Душа Коми. Том XIII. – Архангельск: СК - Россия, 2009, - 303с.
2. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем /Методические рекомендации/. – 2-я часть – Сыктывкар: Коми Республиканский институт усовершенствования учителей, 1990.- 84с.
3. Вавилова Л. Д., Рочева О. И. Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем /Методические рекомендации/. – 3-я часть – Сыктывкар: Коми Республиканский институт усовершенствования учителей, 1990.- 99с.
4. Токарева Н. Н. Литературное чтение. 1 класс: Учебник для изучающих коми язык как неродной. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2013. – 128с.
5. Рочев Ю. Г. Коми старинные детские игры для младшего школьного возраста. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988. – 23с.
6. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. – М. : Наука, 1980. – 237с.
7. Ванеев А. Е. Лось Васька. – Сыктывкар: АУ РК «Редакция журнала «Арт», 2011. – 24с.
8. Бабин В. Л. Лесные качели. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2003. – 63с.