МААМ-картинки

Реализация условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности детей средней группы.

Ульяна Борисова
Реализация условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности детей средней группы.
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях быстро меняющейся современной действительности перед учреждениями образования стоит проблема многостороннего развития личности ребёнка путём актуализации его интеллектуально - творческого потенциала. Одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает организация образовательной деятельности, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребёнка.

Публикация «Реализация условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности детей средней группы,» размещена в разделах

В результате такой организации ему открывается картина мира со всеми его противоречиями, он овладевает разнообразными представлениями и способами эвристической деятельности. Преодоление преград, поиск путей решения, экспериментирование обогащают процесс развития самосознания дошкольника. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребёнок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире. Поэтому возрастает роль эвристической деятельности, которая позволяет дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в образовательной деятельности, познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные модели, модельные образы и т. д.

Для реализации условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности в ДОУ, мы проводим кружковую работу «Эврика» в средней группе МБДОУ ЦРР «Мичээр», раз в неделю. В кружке занимаются дети с согласия родителей.

Особое значение на занятиях имеет использование разнообразных дидактических игр, упражнений и заданий, в которых представлены герои известных детям книжек, сказок, мультфильмов. На каждом занятии целесообразно решать с детьми задачи, цель которых осознание состава числа, явления живой и неживой природы, навыков моделирования.

Развитие геометрических представлений идет в связи с изучением чисел. Квадраты, кружки, треугольники и прямоугольники служат честным материалом. Обучение построено в виде диалога взрослого с ребенком, по ходу которого в доступной и занимательной форме овладевает математическими категориями, учится самостоятельно использовать полученные знания в различных ситуациях. Каждое правильное решение ребенок осознает как свою «победу».

Основные цели:

1. Формирование запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшей образовательной деятельности.

2. Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).

3. Развитие способностей к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

Основные задачи:

1. Первое представление о натуральном числе, его составе, усвоение приемов устных вычислений в пределах пяти (десяти).

2. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, навыки моделирования позволяющих усвоить программу.

Октябрь:

№ Тема Дата проведения Цель

1. «Ориентировка во времени и в пространстве» 02.10.14 Учить ориентироваться во времени суток и в пространстве, формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному.

2. «Какие бывают фигуры?» 09.10.14 Учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

3. «Что в мешке?» 16.10.14 Развивать элементы логического мышления через поисковые вопросы, проблемные ситуации.

4. «Мульты» 23.10.14 Закрепление навыков плоскостного и пространственного моделирования, складывание фигурок оригами.

5. Моделирование «Сложи узор» 30.10.14 Нахождение целого заданной инвариантной формы, как объединение различных серий классов его разбиения.

Ноябрь:

№ Тема Дата проведения Цель

1. «Счёт 2;4» 06.11.14 Учить различать равенство и неравенство групп по количеству, выражать результаты определения в речи.

2. «Узелки» 13.11.14 Самостоятельное моделирование и конструирование узелков (автор Б. П. Никитина, активное включение мыслительных аналитико – синтетических способностей ребенка.

3. «Флексагоны» (гнущиеся многоугольники) 20.11.14 Изготовление интересных геометрических игрушек – флексагонов – гнущихся прямоугольников, моделирование изделий.

4. Д/и, самоконтроль 27.11.14 Подведение итога изученных материалов.

Декабрь:

№ Тема Дата проведения Цель

1. «Флексагоны» 04.12.14 Нахождение скрытых поверхностей флексагонов, моделирование по готовой развертке, игровая и поисковая задачи доминируются.

2. «Счё т 1: 3: 5 11.12.14 Знакомство с нечетными числительными, порядковый счет.

3. «Лист Мёбиуса» 18.12.14 Различение простейших плоскостных и пространственных фигур, внутренних и внешних поверхностей фигур, моделирование.

4. «Хорошо – плохо» (ТРИЗ – игры) 25.12.14 Решение изобразительских задач через игру – ТРИЗ, целенаправленный поиск решений (автор Г. С. Альтшуллер).

Январь:

№ Тема Дата проведения Цель

1. «Точка зрения» 15.01.15 Умение высказывать свою точку зрения, использовать речи результаты сравнения, выделять признаки, анализировать.

2. «Выбери троих» 22.01.15 Использование ТРИЗ – игру, репродуктивное, целостное, конструктивное, новаторское качество высказывания мнений.

3. «Счёт 1, 2,3, 4, 5» 29.01.15 Знакомство с порядковым числительным, счёт от 5 - 10.

Февраль:

№ Тема Дата проведения Цель

1. «Игра – ситуация» 05.02.15 Овладение мыслительными операциями анализом и синтезом, развитие способностей к саморегуляции поведения.

2. «Танграм» №1 12.02.15 Знакомство игрой «Танграм» сложение определенной формы из заданного набора фигур.

3. «Танграм» №2 19.02.15 Знакомство игрой «Танграм» сложение определенной формы из заданного набора фигур.

4. «Пифагор» 26.02.15 Сравнение игр «Пифагор» и «Танграм», овладение осязательно двигательным способом обследования фигур, развитие мелкой моторики.

Март:

№ Тема Дата проведения Цель

1. «Головоломки на смекалке» (палочки Къюзинера) 05.03.15 Развивать элементы логического мышления через поисковые вопросы, проблемные ситуации.

2. «Геометрическое домино» (игры Флебера) 12.03.15 Учить различать и называть геометрические фигуры, раскладывая их в определённой последовательности.

3. «Мозаика» 19.03.15 Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

4. «Лото» 26.03.15 Развивать логическое мышление, тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Апрель:

№ Тема Дата проведения Цель

1. «Когда это бывает?» (логические задачи, ситуации) 02.04.15 Формирование математических представлений по различным разделам математики, развивать элементы логического мышления через поисковые вопросы.

2. «Губка Боб» 09.04.15 Развивать логическое мышление, тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

3. «Счёт до 10» 16.04.15 Совершенствовать умение самостоятельно анализировать схемы, развивать пространственное мышление, уить называть числительные по порядку.

4. «Пифагор» 23.04.15 Сравнение игр «Пифагор» и «Танграм», овладение осязательно двигательным способом обследования овладения фигур, развитие мелкой моторики.

Май:

№ Тема Дата проведения Цель

1. «Пентамимо» 30.04.15 Учить представлять комбинации единичных квадратиков площади прямоугольника, необходимо сложить определенную форму без наложений.

2. «Узелки» 07.05.15 Активное включение мыслительных, аналитико – синтетических способностей ребенка, использование метода «проб и ошибок».

3. «Сложи узор» 14.05.15 Умение моделировать по цветным расчлененным схемам заданных узоров метом наложения, без наложения.

4. «Уникуб» 21.05.15 Умение разбивать прямоугольного параллелепипеда на единичные кубики с образованием двух групп.

5. «Кубики для всех» 28.05.15 Классификация множества единичных кубиков, построение модели из данной схемы (автор Б. П. Никитина).

К концу учебного года показателем интеллектуальной готовности является:

1. Сформированность образного мышления, воображения творчества.

2. Основа словесно - логического мышления.

3. Овладение средствами познавательной деятельности.

4. Умение классифицировать, обобщать схематизировать, моделировать.

5. Владение родным языком, основными формами речи – диалогом, монологом.

Через систему увлекательных игр и упражнений достигается знакомство с числами от 1 до 5 (10, с названиями частей суток и временами года с названиями пяти геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трех тел: шар, куб, цилиндр. Учатся различать предметы разных размеров по величине, решать логические задачи и подготовиться к следующему этапу образовательной деятельности.

Эвристическую деятельность дошкольника рассматриваем как творческую деятельность, в большей или меньшей степени организованную педагогом, в которой ребёнок выступает в роли исследователя, направленную на создание им материализованных продуктов (гипотез, суждений, рисунков, макетов, поделок) и достижение личностных новообразований (знаний, чувств, способностей, опыта). Основными характеристиками такой деятельности выступают : преднамеренность, наличие проблемной ситуации или творческой задачи, субъективная новизна и оригинальность продукта деятельности, личностная значимость.

Исследование показало, что специфической особенностью эвристической деятельности дошкольников, как деятельности творческого характера являются: субъективная значимость для каждого ребёнка как процесса самой деятельности, так и результата, её исследовательский характер, а также возможность открытия для себя парадоксального пути познания.

Следует подчеркнуть огромную роль взрослого в данном виде деятельности, который является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности ребёнка. Для детей дошкольного возраста взрослый является советчиком, партнёром, ориентиром в осуществлении эвристической деятельности. Побудителем, толчком к эвристической деятельности служит неудовлетворённость потребности в предмете, которая требует его изменения.

В образовательной деятельности дошкольного образования эвристическая деятельность позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. Такая деятельность вызывает интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует интеллектуальную активность и любознательность, развитие речи, а также активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Использование эвристической деятельности в образовательной деятельности дошкольного образования должно быть систематичным, непрерывным и занимать длительный временной интервал (в течение всего учебного года). Используются следующие формы её организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Такая деятельность может организовываться как часть или целое занятие по образовательным областям : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» или интегрироваться с занятиями по другим образовательным областям, а также как самостоятельная деятельность детей в игровой форме.

Поскольку наиболее эффективна, деятельность дошкольников в естественной информационной среде, когда на первый план выдвигается «локальная» новизна исследования. Дети проявляют интерес к познанию объектов как живой, так и неживой природы, познание в мире чисел и цифр, геометрических фигур. В этих областях они могут исследовать:

• числа и их свойства, как овладеть мыслительными операциями;

• развитие способностей к саморегуляции поведения;

• свойства и функции объектов неживой природы;

• некоторые особенности строения, развития и жизнедеятельности человека и животных;

• влияние факторов неживой природы на жизнь растений, животных, человека и механизмы приспособления к ним;

• взаимосвязанность и взаимозависимость объектов живой и неживой природы.

Большой интерес у детей вызывают приборы, с помощью которых человек исследует объекты живой и неживой природы.

Эвристическая деятельность дошкольника в образовательной деятельности так же, как и творческая деятельность взрослого, включает следующие составляющие:

1. Выделение и постановка проблемы: дети самостоятельно или с помощью педагога определяют то, что им хочется исследовать. Их выбор обусловливают вопросы, возникающие в процессе деятельности, в результате чего формируется познавательная проблемная задача, которая требует установления причин, связей и отношений между ними.

2. Поиск путей решения проблемы: в результате анализа проблемной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством педагога выдвигаются предположения о возможных причинах. И тут важно, чтобы ни одно высказывание детей не осталось без внимания, все предположения должны быть обсуждены, зафиксированы в виде схематических рисунков.

3. Проведение наблюдений, опытов: возникшие высказывания способствуют проведению наблюдений, опытов, где проверяются предположения детей. Результаты опытов фиксируются в схемах, рисунках детей.

4. Обсуждение итогов, формулировка выводов: полученные результаты анализируются и представляются в виде устного сообщения и зарисовках.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Моя малая Родина» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Моя малая родина. Мой дом». Цель:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Веселая математика» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Веселая математика» Цель: 1. Закрепить количественный.

Конспект образовательной деятельности детей средней группы «Путешествие в лес». Цель: познакомить с названиями некоторых деревьев, составными ча стями дерева, пользой деревьев. Задачи: Воспитательные: - воспитывать бережное.

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «Наша армия родная» МБДОУ Кокинский детский сад Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (средняя группа) «НАША АРМИЯ РОДНАЯ» Подготовила:.

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «В гостях у Лесовичка» Программные задачи: Продолжать учить детей адекватно реагировать на экстремальные ситуации и соблюдать правила безопасности в природе; дать.

Конспект совместной образовательной деятельности для детей средней группы «Весна-красна!» Конспект совместной образовательной деятельности для детей средней группы «Весна – красна!» Разработали: Старший воспитатель Вулах Е. Н.

Реализация образовательной деятельности посредством микрогруппыРеализация образовательной деятельности посредством микрогруппы Как-то мне попалась небольшая статья Е. Е. Шулешко, где он обратил внимание на то, что, как правило, в педагогической работе воспитатели.

Реализация педагогических условий по формированию математических представлений у детей в процессе конструирования Формирующий эксперимент предполагал систематизировать работу по формированию математических представлений у детей в процессе конструирования.

Семинар-практикум «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования» Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Создание благотворных условий для духовного роста личности дошкольника посредством использования.

ЭОР и особенности их использования в непосредственной образовательной деятельности старших дошкольников Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности детей средней группы.
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 18:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация условий использования эвристической технологии в образовательной деятельности детей средней группы.» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Борисова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД