Елена Сычева
Реализация творческого потенциала дошкольников при подготовке и проведении праздников на фольклорном материале
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие активной творческой личности - одна из важнейших задач воспитательного процесса. Идея обучения, ориентированного на поддержание и развитие творческого потенциала, лежит в основе ответа на насущный вопрос: как учить детей, начиная с ранних возрастов, чтобы не погасить искру творчества, заложенную в каждом ребенке изначально? Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят изменения во многих сферах, (совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
Публикация «Реализация творческого потенциала дошкольников при подготовке и проведении праздников на фольклорном материале» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
На мой взгляд, в решении всех этих задач помогают праздники, проводимые в детском саду. Ведь именно праздник дарит детям массу положительных эмоций, объединяет в себе все виды детской деятельности, в которых дети могут проявить себя, раскрыть свои творческие способности.
Но как показывает практика, педагог вынужден подбирать музыкальный репертуар в соответствии с темой и содержанием праздника, а не с тем, что детям действительно интересно и полезно исполнять.
Где же взять, такой музыкальный репертуар, который удовлетворял всем этим требованиям и был бы высокохудожественным? С моей точки зрения, народный фольклор – источник вечной мудрости и вдохновения.
Общение с русской народной музыкой, танцем, песней веселит и восхищает детей, они с удовольствием поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах. Именно поэтому в нашем детском саду мы обязательно стали включать в праздники фольклорный материал. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.
Организация праздника на фольклорном материале происходит через работу с детьми на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, через работу с воспитателями и с родителями. Это работа всего коллектива детского сада. На занятиях воспитатели начали работать с русской потешкой, читать русские народные сказки, изготавливать необходимые атрибуты, костюмы. Я старалась, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии.
Подготовка к таким праздникам это долгий, но интересный процесс. Хочу показать этот процесс подготовки не только со своей стороны, но и со стороны всех участников образовательного процесса в ДОО. Для начала нами определяется тематика праздника, его особенности, выбирается возрастная группа детей, с которой будет проходить праздник. Проводятся беседы с детьми о значении, смысле этого праздника. На своих музыкальных занятиях начинаем с детьми разучивать музыкальный материал. В праздник включаю русские песни, попевки, прибаутки, хороводы, народные игры. Русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными выражениями, поэтическими оборотами (зимушка-зима, Ванечка-дружок, травушка-муравушка, и т. д.). И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «Где был, Иванушка?», «Блины», «А я по лугу», «Как у нашей Дуни», и другие. Кроме того обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные потешки, прибаутки, песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Эти песни хороши ещё тем, что их можно инсценировать, тем самым раскрывать творческие способности детей. Например, ребенок показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке). Дети учатся свой показ сопровождать выразительными движениями, яркой мимикой и жестами. Тем самым развивается эмоциональность в речи и в движениях, обогащается эмоциональная сфера ребенка. Дети чувствуют себя раскрепощено и искренне проявляют свои эмоции.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Очень нравится детям играть на русских народных инструментах (это - ложки, трещотки, колотушки, коробочки, бубенцы, рубель). Здесь не только развивается чувство ритма, музыкальный слух, внимание, но и происходит творческое раскрытие ребенка. Дети учатся владению некоторыми навыками игры на них, различным способам звукоизвлечения, учатся импровизировать в игре на музыкальных инструментах, тем самым происходит развитие творческого потенциала.
Также на музыкальных занятиях я знакомлю детей и с движениями русской пляски. Это хороводный, топающий шаг, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и полуприсядка. После того как дети усвоили эти движения, я включаю их в пляски которые будут входить в праздник. Большую помощь в этом оказывает педагог-хореограф, который также на своем хореографическом кружке «Радуга» знакомит детей с элементами русской пляски. Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т. е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.
Не будем забывать, что основным видом деятельности детей является игра. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать, и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми. Ребенок в игре обретает хороший настрой. Самые любимые игры для детей – те, где нужно ловить друг друга. В таких играх проявляется быстрота движения, ловкость, сообразительность («Кот и мыши», «У медведя во бору»). Другие игры требуют быстроту реакции и выдержку, это те игры в которых дети принимают какую-то позу и не двигаются какое-то мгновение («Заморожу»). А есть игры, которые направлены на развитие творческой инициативы, фантазии. Дети любят играть, так как в игре каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. А игры на фольклорном материале дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движениях.
В свою очередь воспитатели на своих занятиях знакомят детей с материалом по данному празднику. Также знакомят с народно-прикладным искусством: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрёшкой, жостовской росписью. Позже малыши расписывали матрёшек, жостовские подносы, хохломские бочонки, лепили и расписывали дымковские игрушки. В рамках «Недели игры и игрушки», при подготовке к празднику «Русская игрушка» учились изготовлять кукол. Лучшие работы наряду с изделиями народных промыслов были использованы при оформлении праздника. Очень много было освоено на занятиях с воспитателем устного фольклора конкретно к тому или иному празднику.
На основе изученного материала составляется сценарий. Сценарии праздников составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль, чтобы каждый ребенок смог проявить себя. Дети должны показывать на празднике не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя, а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастными к празднуемому событию. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.
Кульминацией праздника всегда являются общие игры-хороводы и пляски с родителями («Карусель», «Ручеёк»). Ребенок очень радуется, когда его мама или папа вместе с ним принимает участие в празднике, а не просто является зрителем. Но родителей мы привлекаем не только в качестве участников, но и в подготовке праздника. В родительских уголках мы помещаем информацию об истории праздника, обычаях, угощениях. Родители помогают приготовить костюмы, декорации, русские кушанья, принимают участие в оформлении зала.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения. Приобретённый опыт совместных радостных переживаний детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.
Участие дошкольников в праздниках позволяет им наиболее полно проявит свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.