Елена Онищенко
Реализация системы мероприятий по повышению уровня развития патриотических основ у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Глaвной целью ДOO в пaтриoтическoм воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Публикация «Реализация системы мероприятий по повышению уровня развития патриотических основ у дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задачами по формированию основ патриотического воспитания у дошкольников являются :
o воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
o формирование бережного отношения к природе и всему живому;
o воспитание уважения к труду;
o развитие интереса к русским традициям и промыслам;
o формирование элементарных знаний о правах человека;
o расширение представлений о городах России;
o знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
o развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
o формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются:
• в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
• в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
• в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Чтобы реализовать поставленные задачи по патриотическому воспитанию необходимо определить этапы работы.
1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.
2 этап: Детский сад и его сотрудники.
3 этап: Родной город, его достопримечательности, профессии родителей.
4 этап: Флора и фауна родного края.
5 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.
6 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.
Необходимо начинать свою работу с изучения современных программ, нормативных документов по патриотическому воспитанию. Анализ научно-методической литературы, связанной с патриотическим воспитанием, позволил определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи, выявить условия, при которых воспитание патриотических чувств будет происходить наиболее успешно:
• целенаправленное, методически грамотное руководство деятельностью детей;
• использование разнообразных форм организации воспитательного процесса;
• учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
На первом этапе дети дошкольного возраста знакомятся с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя». Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях [11].
Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей.
Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.
Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в городе, с флорой и фауной родного города. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями, улицами родного города. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного города», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители. Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.
Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей города.
В старшем дошкольном возрасте содержание работы по патриотическому воспитанию усложнилось: от родного города мы перешли к изучению родного края, знакомились с флорой и фауной родного города, области.
Следующим этапом работы стало знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами. В группе создан уголок с символикой нашей страны, нашего края – Белгородской области, нашего города Старый Оскол. С традициями и обычаями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Праздник прилета птиц - Сорок сороков», «Масленица», «Колядки». Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию России.
Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков старооскольцев в годы Великой Отечественной войны, проводили акции: «Подарок ветерану», «Помним и чтим», «Подарок воину», в рамках которых дети ходили в гости к ветеранам Великой Отечественной войны, возлагали цветы к памятникам на «Аллее славы»,участвовали в конкурсе рисунков «Этот славный День Победы». В группу были приглашены в бабушки и дедушки воспитанников – участники Великой Отечественной войны, которые принесли свои награды и рассказали о них детям. Был оформлен стенд «Чтим и помним», на котором разместили фотографии военных лет. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.
Дети с удовольствием участвовали в создании проектов «Город моей мечты», «Мой любимый детский сад», «Белгородчина – чудесный край», «Жить – Родине служить», участвовали в викторинах, КВН, конкурсах, посвященных родному краю, родной стране, где занимали призовые места.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок о родном городе, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок[10].
Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала положительный результат. Об этом свидетельствуют эмойиональный настрой детей и родителей следовательно, подобранная система мероприятий оказалась эффективной.