Сахая Григорьева
Реализация регионального компонента посредством дидактических панелей «Саха балаҔАНА»
▼ Скачать +Заказ
Аннотация В статье описана работа по реализации регионального компонента с помощью дидактического панеля “ Саха балаана”. Дидактические панели с использованием регионального компонента являются средством развития у детей младшего дошкольного возраста познавательных способностей (это потенциал ребенка, благодаря которому развивается интеллект, формируется системность мышления, повышается творческая активность, интерес к обучению). Позитивно повлияет на эстетические, патриотические чувства, расширяет словарный запас и развивет психические функции (восприятие, память, мышление, речь).
Публикация «Реализация регионального компонента посредством дидактических панелей „Саха балаҔАНА“» размещена в разделах
Цель реализации регионального компонента — всестороннее развитие и позитивная социализация личности ребёнка с помощью дидактических панелей “ Саха балаана“.
Региональный компонент является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих задач:
• Способствовать формированию первоначальных представлений о родном крае - Якутии;
• Познакомить детей с особенностями и традициями своего народа;
• Формировать представления о быте, о национальных посудах своего народа;
• Познакомить с редкими животными и насекомыми, средами их обитания в Якутии;
• Сформировать знания о живой и неживой природе края;
• Заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
• Сделать мониторинг эффективности работы по реализации регионального компонента по средствам дидактических панелей “ Саха балаана”
Планирование содержания:
1) Панель «Шнуровка якутской посуды»
В этой панели дети знакомятся с национальной посудой. Развивают мелкую моторику. Накапливается сенсорный опыт. Уточняют представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, развивают умение выделять сходство и различие между предметами.
2) Панель «Домашняя утварь»
Младшие дошкольники знакомятся с предметами быта их назначением, названием о домашней утвари якутов, развивается восприятие, внимание, память, речь.
3) Панель «Бабушкины блюда»
В этой панели у детей формируется словарь по теме «якутская посуда» и «якутские национальные блюда», учат пространственные представления: правая, левая сторона. Развивается умение подбирать посуду для готовки представленного блюда, и прикреплять друг другу.
4) Панель «Ягодное лукошко»
У детей формируется представления о ягодах которые растут количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много», учатся вычитанию, прямому и обратному счету, сравнению количеств, понятиям: «больше — меньше», «много — мало».
5) Панель «Природа родного алааса»
Познакомить детей с растениями; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания в алаасе, развивать активность и самостоятельность, внимание, мышление.
6) Панели «Насекомые и животные нашего края»
Расширять и систематизировать знания и представления детей о насекомых и диких животных наших лесов, об их жилищах, о том, чем питается. Развитие зрительного внимания, наблюдательность, логического мышления, умение подбирать парную картинку по смыслу, восприятия связной речи детей.
7) Панели «Домашние животные:найди домик»
У детей формируется умения соотносить «домики» с домашним животным, которое в нем живут. Расширяет представления об окружающем мире, развивать речь, воспитывать положительное отношение к миру домашних животных.
Планируемые результаты:
- Формирование первоначальных представлений о родном крае – Якутии, с особенностями и традициями своего народа.
- развитие патриотических чувств, национальной гордости и любовь к малой родине, к природе.
- Сделать мониторинг эффективности работы по реализации регионального компонента по средствам дидактических панелей “ Саха балаана”
Анкетирование родителей вызвало явный интерес и поддержку в углубленном изучении данного направления. В настоящее время, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о культуре своего народа, о том, как жили наши предки. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в книгах.
Для работы сделана дидактическая панель по средствам регионального компонента своими руками и размещена в группе младшего возраста. Разработаны конспекты игр по принципу “от простого к сложному”. При разработки конспекта важно придерживаться следующих правил:
- ход игры должен быть понятным и доступным возрасту детей;
- игры должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставить детям возможность совершать маленькие «открытия».
Выявляем индивидуальные особенности в поведении, характере детей, благодаря этому правильно организовываю индивидуальную работу с ними. Для того чтобы игра прошла более успешно рассказываем стихи, загадываем загадки и. т. п. на родном языке. Постепенно можно будет добавить более сложные элементы.
Эффективность применения дидактических панелей была проверена нами при проведении педагогического эксперимента.
Уровень
Критерии В начале года В конце года
низкий средний высокий низкий средний высокий
Способность к обобщению предметов по смыслу, по свойствам 66% 12% 22% 46% 22% 32%
Выделение существенных признаков в предмете 79% 21% - 54% 33% 13%
Умение сравнивать предметы 56% 28% 16% 33% 41% 26%
В соответствии с критериями были выделены уровни осмысления детей:
Высокий уровень - умение выделять существенные признаки предметов, достаточно хорошо проявляется способность к обобщению, выделяет сходства и различие, умеет сравнивать, сформирован словарь по темам.
Средний уровень - не всегда выделяет признаки предметов, проявляется способность к обобщению, отвлечению, умеет сравнивать, анализировать отдельные предметы, словарь по темам сформирован средне.
Низкий уровень - ребенок не умеет выделять существенные признаки предметов, испытывает затруднения при обобщении, сравнении, анализе предметов,словарь по темам не сформирован.
В начале года
В конце года
По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика улучшения знаний детей по региональному компоненту, что подтверждают представленные диаграммы.
В результате мониторинга можно сделать следующий вывод: дидактические панели с использованием регионального компонента являются средством развития у детей младшего дошкольного возраста познавательных способностей (это потенциал ребенка, благодаря которому развивается интеллект, формируется системность мышления, повышается творческая активность, интерес к обучению). Позитивно повлияет на эстетические, патриотические чувства, расширяет словарный запас и развивет психические функции (восприятие, память, мышление, речь,
Список использованной литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
3. Дзюба П. П. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г.
4. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1. : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Автор – составитель Е. Н. Панова. – Воронеж, 2007. – 79 С.
5. Запомни картинки: развиваем память (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О. Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2013.
6. Круглова А. М. Развивающие игры для малышей от 1 до 3 лет / А. М. Круглова. – М. : РИПОЛ классик, 2012. – 96 С.
7. Маханева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
8. Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. – 1995. – №4.
9. Найди отличия: развиваем внимание (для детей 2-3 лет). Серия «Умные книжки» / Составитель Земцова О. Н // ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014.