Анна Дородных
Реализация проектной деятельности в едином поле взаимодействия участников проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Приморского района Санкт-Петербурга
Реализация проектной деятельности в едином поле взаимодействия участников проекта.
Автор :
Воспитатель средней группы “Непоседы” Дородных А. С.
Санкт-Петербург
2017
Реализация проектной деятельности в едином поле взаимодействия участников проекта.
Публикация «Реализация проектной деятельности в едином поле взаимодействия участников проекта» размещена в разделах
Нашей первоочередной задачей является создание для воспитанников условий, раскрывающих их творческий и интеллектуальный потенциал, условий ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и специалистов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса. Подобное взаимодействие участников проекта предполагается на всех этапах его реализации, как на начальном этапе выделения проблемного поля будущего проекта, так и в процессе планирования его реализации, поиска информации, конечного продукта проекта и его презентации. Приведем конкретные примеры подобного сотрудничества в краткосрочном проекте, реализованным второй средней группой ГБДОУ детский сад № 76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Приморского района Санкт-Петербурга.
В течение двух недель ребята нашей группы работали над реализацией проекта “Сказка за сказкой”. Данный проект является краткосрочным, творческим, групповым.
Цель проекта :
Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства. Расширение представлений детей о сказке и сказочных персонажах.
Задачами данного проекта являются :
-развитие творческого воображения и мышления воспитанников;
- развитие коммуникативных навыков детей
-создание положительного социально-психологического климата в коллективе
Реализация данного проекта проходила в интеграции со всеми пятью образовательными областями : речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательная область “Речевое развитие” реализовалась через всевозможные речевые игры – например, мы устраивали выставку иллюстраций одного и того же персонажа из разных сказок (лиса из сказок Лисичка со скалочкой, Лиса и журавль, Колобок, Лиса и Козел, Лиса и кувшин, Рукавичка, Два жадных медвежонка- и др. ; волк по илл. cказок Красная Шапочка, Волк и семеро козлят, Три поросенка и др., в процессе работы с иллюстрациями ребята обсуждали как по-разному изобразили художники лису или волка, какое эмоциональное состояние сказочного героя выражено на иллюстрациях к разным сказкам (лиса хитрая, встревоженная, испуганная, суетливая, веселая и др., о волке дети говорили – злой, хитрый, хмурый, иногда глупый и голодный др.)
Большая работа была направлена на развитие речевого творчества воспитанников. Активный и продолжительный интерес вызвала игра «Придумай окончание сказки». Например, один из воспитанников группы предложил такое окончание сказки Красная Шапочка (добавил в сказку волшебный предмет)-“ Волк хотел съесть Красную Шапочку, но у девочки в корзинке с пирожками лежала волшебная палочка. Красная Шапочка взмахнула своей волшебной палочкой и злой волк превратился в доброго. ” Теперь Бабушка и Красная Шапочка не боятся волка потому, что он стал добрым. Или например, окончание сказки Волк и семеро козлят другого участника проекта (с обращением к персонажу не фигурирующему в сказке изначально)-“ Когда мама Коза вернулась домой и не нашла там своих козлят, она побежала к Медведю и рассказала ему о своем горе. Медведь заступился за козляток, он отыскал волка, наказал его и вернул козлят маме. ” Приведу еще один пример окончания сказки Лиса и Козел (изменение характерных качеств персонажа, подмена). “Когда лиса стала уговаривать прыгнуть Козла в яму, умный Козел решил помочь лисе выбраться из ловушки. Он уперся рогами в дерево рядом с ямой и нагнул его, чтобы лиса смогла выбраться. Лиса сказала Козлу спасибо и они стали друзьями”.
Также, в процессе проектной деятельности воспитанники сочиняли сказки по предложенным рисункам, играли в дидактическое лото “Герои сказок”, дидактическую игру с мячом “Закончи словосочетание” (мышка-(норушка, Иван – царевич, серый – волк и пр.) и многое другое. Неподдельный интерес у ребят вызвала игра '' Опиши сказочного героя не называя его’’. Вот так один из воспитанников группы описал медвежат из венгерской сказки “Два жадных медвежонка” : – они коричневые и пушистые, пока они маленькие, но скоро подрастут и станут очень большими, в лесу они будут самые главные. Таким образом, ребенок не только описывал медвежат, но и показывал их повадки, старался передать движения и менял тембр голоса на более низкий.
Внимание речевому развитию уделялось и во время проведения прогулок. На площадке группы и в игровом домике разыгрывались сказки “Волк и семеро козлят”, “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Теремок” и др. Проводились игры “Из какой сказки герой”, “Отгадай загадку” (о животных из сказок, Сказки перепутались и многие другие.
Образовательная область “Познавательное развитие” реализовывалась через игры, направленные на формирование элементарных математических представлений. Например игра “Помоги Красной Шапочке дойти до домика Бабушки “(ориентировка в пространстве, игры с Самодельным бумажным кукольным театром. (здесь ребенок брал в руки любимого героя и помогал ему дойти до цели и преодолеть сказочные преграды). Естественно дети играли в кукольный театр, пальчиковый (мягкий из ткани и жесткий из дерева) и даже пробовали показать сказку руками. Детям очень понравилось конструировать из бумаги героев сказок. (оригами).
В рамках образовательной области “Физическое развитие” наши воспитанники играли в подвижные игры как, в помещении группы, так и в физкультурном зале и на улице. Русские народные игры –“ Лиска-Лиса” ( дети поют изображая кур: “Лиска- лиса, дивья краса, долгий нос рыжий хвост”, затем лиса догоняет. ,” Заинька и волки”, “Заинька”, “Гуси-Гуси”, игры высокой подвижности “Охотники и утки” (броски и ловля мяча, прыжки, “Серый волк, зубами щелк” (бег с увертыванием, “Пес – барбос” (бег). Игры средней и малой подвижности “Озорные гномы” (прыжки,” Мышеловка” и многие другие.
Самой любимой сказкой для ребят стала сказка Шарля Перо “Красная Шапочка”. И большая часть проектной деятельности, отталкиваясь от интереса наших воспитанников, была посвящена именно ей. Ребята обсуждали и составляли меню для заболевшей бабушки, говорили о полезных продуктах и гигиене питания.
Образовательная область “Cоциально-коммуникативное развитие” нашла свое отражение в сюжетно-ролевых играх (“Семья- воскресный обед”, “Семья – посещение театра” и др. ,в процессе проектной деятельности воспитанники учились вежливости и умению дружить, обсуждали необходимость помогать родителям по дому и ценить чужой труд.
На примерах героини сказки Красная Шапочка, дети закрепляли знания о безопасности жизнедеятельности (слушаться родителей, не заговаривать с незнакомыми людьми на улице, не открывать дверь незнакомцу, не ходить в лес одному и пр.).
Образовательная область ”Художественно – эстетическое развитие” реализовывалась через прослушивание звуков леса, игры – имитации звуков птиц и зверей, разучивание песен и танцев к спектаклю по мотивам сказки Красная Шапочка, изготовлению театральной афиши, аппликации “Красная шапочка с цветами”, лепки на тему “Корзинка Красной Шапочки”, конструирования из бумаги Домика Красной шапочки и многое другое.
Итогом проекта “Сказка за сказкой” стала презентация музыкальной инсценировки сказки “Красная шапочка”, которая была представлена воспитанникам других групп детского сада, родителям и приглашенным гостям.
Обратим свое внимание на конкретную деятельность всех участников проекта в процессе его реализации. Реализация данного проекта была бы невозможна без совместного участия детей, воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, руководителя ИЗО студии и родителей. Участие руководителя физического воспитания, в данном проекте, нашло свое отражение в поиске интересных элементов для Веселой аэробики (Ай, ай, не зевай) и отработке движений (прыжки) в музыкальной постановке, руководитель ИЗО студии помогла подготовить афишу и другие атрибуты, необходимые для проведения презентации (украсить зал, букет цветов для волка). Говоря об участии родителей, то следует упомянуть и костюмы персонажей и семейные работы для тематической выставки и другие творческие разработки в рамках реализации данного проекта. Наш творческий проект так заинтересовал детей, что некоторые из них (с помощью родителей) сделали небольшие исследовательские мини проекты – “Каких зверей могла встретить Красная шапочка в лесу”, “Дом для Красной шапочки”, “Как чувствовала себя Красная шапочка в животе у волка” и др.
Таким образом все этапы реализации этого и многих других проектов средней группы Непоседы динамично перемещались из помещения группы, в дома воспитанников, в помещение ИЗО студии, в физкультурный и музыкальный залы и на игровую площадку детского сада, позволяя тем самым реализовывать проект всесторонне и детально.
В заключении, надо отметить, что тесное взаимодействие всех участников проектной деятельности, на мой взгляд, является необходимым и оправданным. Именно такое сотрудничество способствует скорейшему достижению дидактической цели, через детальную разработку проблемы, которая должна завершится, вполне реальным осязаемым результатом, оформленным тем или иным образом.
Список использованной литературы
1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада. Волгоград. Изд-во Перемена, 2001.-с. 18
2. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен\\ Педагогика №6
3. Буренина А. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования\\Спб, 2007
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения (пособие для руководителей и практических работников ДОУ) Москва, 2003
5. Головина Е. В. Инновации- методика и практика. Электронный еженедельник. Выпуск 9 (март 2011)