Приложение МААМ

Реализация прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении

Артёмова Яна
Реализация прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная среда детского сада – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем и их элементов.

Социокультурная среда конкретного образовательного учреждения – это пространство развития детей в детской общности, которая во многом зависит от сложившегося социокультурного пространства региона.

Система дошкольного образования в настоящее время представляет гибкую дифференцированную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). ДОУ оказывает образовательные услуги, ориентированные на различные группы населения, имеющее детей в возрасте от 2 до 7 лет.

Публикация «Реализация прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

В дошкольном образовательном учреждении реализуется право ребёнка на образование, гарантированное государством:

• возможность посещать образовательное учреждение;

• создание условий для образовательной деятельности;

• содержание образования, обеспечивающее подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе;

• отношения между участниками образовательного процесса, основанного на уважении человеческого достоинства.

С целью обеспечения качества образования в ДОУ используются программы и педагогические технологии, рекомендованные государственными органами управления образованием, а так же авторские разработки и программы, утвержденные экспертным советом. Поставленные в этих программа задачи, направлены на достижение в ДОУ следующих прав ребёнка :

право на охрану здоровья (закреплено в ряде нормативных документов органов образования, здравоохранения и СЭС как норм питания, режима, физической культуры, санитарно-гигиенических условий содержания детей);

право на игру, отдых и развлечения;

право на занятие искусством;

право на сохранение своей индивидуальности.

Для того чтобы сохранить или улучшить здоровье ребёнка в самый ответственный период его жизни, необходима каждодневная работа в семье и ДОУ. В Законе «Об образовании» указанно, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Ориентация на ребёнка, его физическое и психическое здоровье, личностные качества стала ведущим направлением работы ДОУ.

Качественному улучшению здоровья детей в дошкольном учреждении способствуют следующие факторы:

• совершенствование содержания образовательного процесса (многие ДОУ работают по новым образовательным программам и педагогическим технологиям, выводящим на варианты личностно - ориентированного образования детей с учетом особенностей их развития, предусматривающим широкую дифференциацию их воспитания и обучения);

правильная организация педагогического процесса (стремление не перегружать детей занятиями, регламентировать учебную нагрузку с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей ребенка и т. д.);

• использование нетрадиционных мероприятий (динамический час, дни здоровья, детский туризм, спортивные игры и развлечения, малые спартакиады и олимпиады и др.).

В дошкольном возрасте работа по сохранению и укреплению здоровья детей и коррекция различных недостатков в их развитии особенно эффективны, дает положительную динамику и хорошие результаты.

В детском саду ребёнок может и должен играть. Для этого разработаны программы и методические рекомендации по организации и руководству игровой деятельности.

Право ребёнка на игру должно соблюдаться и в каждой семье. Но родители думают, что ребёнок должен играть самостоятельно, а их задача приобретать для него игрушки. Однако ребёнок не проявляет к ним интереса. Гораздо охотнее играет на компьютере или смотрит телевизор.

Необходимо стимулировать в дошкольном детстве именно игровую деятельность, полноценное развитие которой становится возможным лишь при условии двухсторонних усилий в этом направлении семьи и детского сада.

Особенности дошкольного возраста позволяют педагогам в доступной форме давать знания о правах ребёнка (право на имя; право на отдых; право на охрану здоровья; право на образование; право ребенка участвовать в играх; право на сохранение своей индивидуальности; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения).

Так же в дошкольных учреждениях реализуется право ребёнка на защиту и помощь. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье – это работа с родителями. Семья важнейший институт общества, микро группа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значение семьи в формировании личности.

К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению права ребёнка на защиту и помощь относятся следующие:

• своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения в семье;

• профилактика жестокого обращения с детьми.

Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются наблюдение, беседы, тестирование родителей, изучение продуктов детской деятельности и посещение неблагополучных семей на дому.

Эффективным являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевых играх, например, игра «Семья», где дошкольники воспроизводят привычные для них формы общения, это позволит педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Содержательную информацию о психологическом климате в семье также можно получить из рисунков детей на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек». При анализе детских работ важно обратить внимание на цветовую гамму рисунков, состав семьи, расположение её членов, время рисования и спонтанные реакции (комментарии). После того как педагог установит доверительный деловой контакт с родителями, становится возможным решение главной задачи по профилактике жестокого обращения с детьми. Педагог, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребёнка в семье, прежде всего, должен выступать образцом уважительного и доброжелательного отношения к ребёнку.

Эффективным средством педагогического и правового просвещения родителей является наглядная агитация, включающая:

- использование папок-передвижек с темами, например, «Искусство быть

родителем», «Наказывая, подумай: зачем?»;

- уголок с книгами, содержащий нормативно-правовые документы по защите прав ребёнка;

- рисунки детей на тему «Мои права».

В данной главе мы рассмотрели совокупность законодательства в целом обеспечивающие основные права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и др.

Родители и лица, их заменяющие, должны всячески содействовать воспитанию и развитию детей, их подготовке к самостоятельному существованию в обществе, проявлению социально-значимой активности и высоких моральных качеств. Государство со своей стороны относит права ребёнка к числу приоритетных и гарантирует их реализацию и защиту.

Дошкольное образовательное упреждение, как часть социокультурного пространства, осуществляет такие права ребёнка как :

право на охрану здоровья (закреплено в ряде нормативных документов органов образования, здравоохранения и СЭС как норм питания, режима, физической культуры, санитарно-гигиенических условий содержания детей);

право на игру, отдых и развлечения;

право на занятие искусством;

право на сохранение своей индивидуальности.

Работники детского сада должны организовать правовое просвещение дошкольников, как одного из средств защиты прав ребёнка.

Основой реализации государственной политики по делам детства выступает прежде Конвенция ООН о правах ребёнка, в которой говорится, что уважение к мнению, взглядов личности ребёнка должно стать не только нормой общечеловеческой культуры, но и нормой права.

Публикации по теме:

Реализация прав детей на здоровье средствами игровой деятельности В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 7 июня 2021 в 12:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Артёмова Яна (УИ 2386998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД