Елена Митина
Реализация педагогического проекта «Семейные традиции как основа воспитания личности ребенка»
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом жизни нашего общества.
На наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Психологи же уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны, потому что с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира.
Публикация «Реализация педагогического проекта „Семейные традиции как основа воспитания личности ребенка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Анализируя работу с родителями, мы отметили пассивность родителей как участников образовательного процесса. Возникла необходимость в поиске новых форм взаимодействия, благодаря которым родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком, с педагогами. Так родилась идея реализации проекта «Семейные традиции как основа воспитания личности ребенка.
Цель проекта: выйти на партнерские отношения между педагогами детского сада и семьей в вопросах воспитания, развития ребенка.
Задачи проекта:
1) объединение детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников;
2) воспитание уважения к членам своей семьи, бережное отношение к семейным реликвиям и обычаям;
3) развитие взаимоотношений между семьей ребёнка и дошкольным учреждением.
Тип проекта: долгосрочный (ноябрь – май).
Вид проекта: творческо-информационный.
Субъекты проекта: воспитатель, воспитанники старшей группы, родители.
В ходе реализации проекта на первом этапе был разработан паспорт проекта, определено его содержание, а также изучена литература по проблеме проекта.
Второй этап – это непосредственно осуществление самого проекта и результаты выразились в следующем.
Так, в ноябре формами работы с детьми были беседы «Моя любимая
мамочка», «Наша бабуля»; разучивание пальчиковых гимнастик по теме проекта; сюжетно-ролевая игра «Семья»; рисование «Открытка для мамы»; конструирование «Бабушкин котик». А сотрудничество с родителями происходило через организацию развлекательной программы ко Дню Матери и через выставку портретов «Моя мама», цель которой способствовать развитию чувства любви и уважения к матери через передачу в рисунке её облика.
Еще одна форма взаимодействия с родителями – это консультация на тему «Как реагировать на непослушание ребенка», целью которой стало знакомство с причинами агрессивного поведения детей и развитие продуктивных детско-родительских отношений в семье.
В декабре была организована образовательная деятельность в форме бесед «Моя семья», «Как мы проводим вместе зимние вечера», разучены потешки и поговорки о семье.
Урок доброты, посвященный Международному дню инвалидов, способствовал не только формированию представлений детей об особенностях людей с инвалидностью, но и развивал их способность к эмоциональному сопереживанию, т. е. чувство эмпатии.
С целью сохранения таких семейных традиций, как изготовление новогодних поделок и создание новогоднего костюма многие родители нашей группы вместе с детьми участвовали в выставке «Мастерская Деда Мороза».
В январе основной формой взаимодействия с семьей стал диспут по проблеме «Семейные традиции как фактор нравственного воспитания», где все родители были включены в активное обсуждение особенностей развития и воспитания детей, обменялись опытом общения с ребенком.
В феврале для детей были организованы различные формы включения в проектную деятельность: беседы «Мой папа», «Самый лучший дедушка», аппликация «Открытка для папы и дедушки», заучивание стихотворений ко Дню защитника Отечества.
А формой взаимодействия с родителями стало участие в конкурсе
«Семейный герб». Гербы получились разнообразными, они отражали состав семьи, семейные традиции и увлечения. Затем дети на занятии с гордостью демонстрировали их и рассказывали о семейных реликвиях.
В марте формы взаимодействия с детьми следующие: заучивание стихотворений и потешек, постановка сказки «Волк и семеро козлят», рассказывание на темы: «С мамой нам вдвоем не скучно», «Как я помогаю бабушке».
Оформление страниц фотоальбома вызывает живой интерес ребенка к истории своей семьи. С этой целью в марте также был проведен конкурс «Семейный альбом».
В апреле мы продолжили консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, обратили их внимание на то, что совместные игры с ребенком должны стать традиционными в каждой семье. Именно в игре, совместно с взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.
Также родители должны позаботиться об организации семейного досуга. Чтение по вечерам, походы, посещение музеев, выставок, театров влияет на гармоничное развитие личности ребенка, создает положительную эмоциональную атмосферу в семье.
В рамках Года культуры и с целью привлечения к традиции семейного чтения был организован конкурс «Знатоки творчества П. П. Бажова»; с детьми прочитаны сказы, проведены беседы об уральских камнях-самоцветах.
Результат конкурса - выставка семейных рисунков по прочитанным сказам Бажова.
Кульминацией проекта в мае стала семейная гостиная, где были подведены итоги взаимодействия педагогов и родителей по приобщению детей к семейным традициям и принято решение продолжить в группе проектную деятельность.
Таким образом, в данном проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представлений о семье.
Главным критерием эффективности проектной деятельности, на наш взгляд, стала активность родителей во всех мероприятиях, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.