Ольга Симонова
«Как хорош дом, в котором ты живешь!» Проект
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Как хорош дом, в котором ты живешь».
В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. Ведь фамильная гордость и интересы к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева.
Публикация «„Как хорош дом, в котором ты живешь!“ Проект» размещена в разделах
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга,то в их семьях интересная совместная жизнь, им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств.
Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями,мы почему-то забываем.
Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким. Может, поэтому на вопрос : «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимают плечами и уверенно отвечали,что таковых просто нет.
Приступая к составлению проекта, я задумалась, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли не «Иванами,не помнящими своего родства»,а продолжателями семейных традиций своих родителей.
Данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций,которые будут вспоминать на протяжении всей жизни,как самое яркое,доброе,светлое из детства. Поможет задуматься об истории семей,а так же появиться новым традициям и укрепиться в семьях.
Задачи проекта : развивать познавательную активность дошкольников; наладить конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников;воспитывать уважение к культурным традициям семьи;способствовать становлению личности детей.
Вид проекта : среднесрочный,семейный, познавательно-информационный.
Участники: дети 5-6 лет, родители, педагоги МБДОУ№72.
Любой проект начинается с составления плана его реализации,определения этапов,мероприятий что было и сделано.
Подготовительный этап.
В процессе подготовительного этапа был составлен план реализации проекта,подобрана литература,проведено анкетирование родителей.
Мини-анкета «В каждом доме свои традиции»
Что, по вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
Какие семейные традиции есть в вашей семье?
Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка?
Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
Был проведен опрос детей «Семейные традиции», со следующими вопросами:
С кем ты живешь?
Нравиться ли тебе быть дома?
Какие праздники ты знаешь?
Какие праздники бывают у вас дома?
День рождения — это праздник или нет? Любишь ли ты его?
Куда любишь ходить с родителями?
Есть ли дома семейные альбом?
С кем и как часто ты его смотришь?
Зачастую проектный вид деятельности для родителей нов и непонятен. Они малоактивны,поэтому чтобы заинтересовать родителей проектной деятельностью, был организован мастер-класс, на котором в доступной форме рассказывалось обо всех этапах реализации детско-родительского проекта. Все участники мастер-класса получили ответы на интересующие их вопросы. На протяжении всего проекта родители работают под руководством педагогов детского сада.
Основной этап.
Состоит из работы с родителями и детьми с использованием различных форм и методов.
Работа с родителями:
-оформление «Генеалогическое древо семьи» (Построение семейного древа требует времени, усилий,терпения,но в результате семья получает бесценную информацию о своей семье, корнях, предках, которые стояли у истоков их рода);
-сбор материала (фотографии,картинки,иллюстрации) для создания фотогазет на темы: «Наша дружная семья», «Творческая семья», «Спортивная семья», «Знающая правила дорожного движения семья» (В ходе данной работы было важно, чтобы родитель задумался, как часто он делает что-то с ребенком. Очень хотелось, чтобы родитель был для ребенка «питателем», его самым близким другом. С этой целью были созданы совместные семейные коллажи);
-«Домашняя мастерская слова»-совместное словотворчество детей и родителей (стихи,рассказы о своей семье);
-выставки: «Что нам стоит дом построить», семейные увлечения (Родители вместе с детьми проявили творческие способности,оригинальность в выполнении своих работ);
-консультации: «Народные праздники», «Сказки,рассказанные на ночь», «День рождения-только в году»;
-родительские собрания : «В каждой семье свои традиции», «Я,ты,он,она-вместе дружная семья» (Происходил обмен опытом семейного воспитания);
-развлечения: «Широкая Масленица», «День Матери», «Всем на свете нужен дом» (Происходило уточнение и пополнение знаний о народных и семейных праздниках).
Работа с детьми:
В основу работы с детьми положен «прием погружения» в тему, которая дает возможность дошкольникам глубоко почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Используется интегрирование всех видов деятельности,что делает их интересными и полезными для ребят.
Работа над понятием «родня»(чтение «Домовенок Кузя»,Я. Акима «Моя родня»,обсуждение рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения» и др. ;
беседы на темы: «Моя семья», «Кем я могу гордиться в своей семье»;
заучивание пословиц и поговорок о семье;
«Каким я был,каким я стану».Рассматривание семейных альбомов;
конкурс рисунка «Самая лучшая семья»(оформление групповой книги);
лепка и рисование дома для своей семьи;
совместная работа детей и родителей «Герб моей семьи» (Во времена средневековья зародилась традиция изображение семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется,чтобы в нашей стране, в нашем ДОУ каждая семья имела свой герб, который будет передаваться из поколения в поколение,будет гордостью каждой семьи);
сюжетно-ролевая игра «Семья», «Накроем стол к чаю»;
подготовка театрализованного действия на тему: «Про семью про дружную,такую нужную»(для дальнейшего показа в младших группах).
Оснащение предметно-развивающей среды.
выставка совместных работ детей и родителей;
выставка детского изобразительного творчества по теме: «Я и моя семья»;
альбомы с семейными фотографиями детей группы.
Завершающий этап.
Кульминацией проекта «Как хорош дом,в котором ты живешь» было проведение семейного праздника «Всем на свете нужен дом». На который были приглашены мамы,папы,бабушки,дедушки,дети и педагоги ДОУ. В ходе развлечения были использованы загадки,пословицы о семье,сюрпризный момент-появление Нюши из знакомых детям «Смешариков».Родители и Нюша выстраивают дом,фундамент этого дома держится на таких качествах как мудрость,здоровье,красота,чистота,знание,находчивость,взаимопомощь,любовьДети приняли активное участие в игре «Крыша хорошего настроения».Они с удовольствием помогли Нюши подобрать картинки с веселыми улыбчивыми детьми. Каждая семья рада жить в таком уютном доме. Ведь недаром народная мудрость гласит:«Семья сильна,когда над ней крыша одна». А еще в таком доме обязательно живет хорошая семейная традиция. Семьи воспитанников подготовили презентации:
«Познание стран мир — украшение и пища человеческих умов». Леонардо да Винчи. (семья Рукши Ани)
«Сладкие истории нашей семьи» (семья Денисенко Полины и Ярослава)
«Рыбалка для настоящих мужчин» (семья Рыжкова Миши)
«Один за всех и все за одного» (семья Жегловой Софьи).
Наш семейный праздник был закончен «Семейной песней».
Роль родителей оказалась довольно значимой. Они вместе с детьми провели исследования своей семьи, обобщили материалы о традициях. Ведь очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное — они нужны,чтобы укреплять семью, что можно было с гордостью сказать : «Мой дом — моя крепость».
Данный проект натолкнул на идею создания музея-экспозиции «За семью печатями». Вот и предложили родителям провести поиск старинных предметов, принести их в группу. Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях и вверенные детскому саду, родители задумаются об истории, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Это сподвигнет на создание коллекции дома, ведь история вещи — это история человека,история семьи.