Буркова Елена
Реализация педагогических проектов с детьми младшего школьного возраста в санатории
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация педагогических проектов
с детьми младшего школьного возраста».
Метод проектов как один из способов организации познавательной деятельности широко реализуется в практике воспитателей и учителей начальных классов. Для нас представляет интерес его использование как, развитие у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской.
Публикация «Реализация педагогических проектов с детьми младшего школьного возраста в санатории» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
В санатории «Иншинка» в группе «Дошкольники и младшие школьники» воспитателями осуществляется реализация педагогических проектов с детьми младшего школьного возраста. Для санатория такой вид деятельности очень актуален и вызывает интерес у детей.
Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, некая творческая работа, для выполнения которой требуется пройти определённые этапы.
Проект с точки зрения ребёнка – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Проект с точки зрения педагога – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Целью и результатом проектной деятельности младших школьников в санатории является создание под руководством воспитателя творческой работы, в результате которой:формируются учебно-познавательные компетенции, расширяется система образов и представлений об изучаемом предмете и явлении;развиваются познавательные и исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации и многие другие; развиваются коммуникативные компетенции: навыки группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности; расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, ориентация в информационном пространстве.
Каковы же принципы организации проектной деятельности в условиях кратковременного пребывания ребёнка в санатории?
• Проект должен быть посильным.
•Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны воспитателя.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.
• Дети, принимающие активное участие в проектной деятельности, награждаются почётными грамотами.
• При организации проектной деятельности в санатории учитываются возрастные особенности младшего школьного возраста, проекты личностно-ориентированные, строятся и реализуются с учётом особенностей группы.
Очень важно, чтобы воспитатель помогал детям, а также способствовал привлечению родителей к сотрудничеству.
Дети учатся делать творческие проекты.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Воспитанников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, отмечают грамотами, при этом в санатории должен быть поощрен каждый ребёнок, участвовавший в выполнении проектов.
Подводя итог сказанному, хочется сказать, что метод проектов - это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, глубже усвоить те или иные знания и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребёнка многие психологические комплексы.
В санатории в группе «Дошкольники и младшие школьники» осуществляется реализация педагогических проектов по следующим темам : «География нашей дружбы» и Проект «Азбука»Л. Н. Толстого».
Проект : "Азбука Л. Н. Толстого"
Тип проекта : интегрированный, комплексный, личностно-ориентированный (используется индивидуальный подход с учётом особенностей детей группы).
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : дети группы «Дошкольники и младшие школьники», воспитатели, родители.
Проблема: недостаточный уровень знаний о жизни и наследии нашего земляка - Л. Н. Толстого.
Актуальность: данная проблема актуальна в наши дни, так как проявление интереса к людям, прославившим родную землю, одно из важнейших условий гармоничного развития личности ребёнка.
Цель: показать значение «Азбуки» Л. Н. Толстого в жизни людей, вызвать интерес к изучению жизни и творчества нашего земляка.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с биографией и творчеством Л. Н. Толстого;
-познакомить детей с историей создания “Азбуки” Льва Толстого;
-изучить содержание «Азбуки» Л. Н. Толстого;
- учить внимательному отношению к себе и миру, к старшему поколению.
Развивающие:
- развивать умение аргументировать свою точку зрения;
- развивать связную речь, творческие способности, воображение и мышление, умение анализировать, делать выводы;
- развивать уверенность в себе и своих возможностях, социально-коммуникативные навыки;
- развитие интереса к дальнейшему изучению прошлого своего народа и литературного наследия писателя;
- развитие у детей интереса к чтению и театральным постановкам.
Воспитательные:
- воспитывать добрые чувства доверия, взаимовыручки, сопереживания, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать духовные и морально-нравственные качества (чувство толерантности, совести, сопричастности, милосердия) на основе произведений для детского чтения, созданных Л. Н. Толстым.
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- формировать у детей основные представления о нормах морали и нравственных ценностях в процессе ознакомления с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого;
- воспитывать культуру поведения и общения, доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, уважение друг к другу.
Предполагаемые результаты:
- у детей формируются понятия «дружба»; «совесть», «милосердие».
- дети закрепят навыки сотрудничества;
- дети станут увереннее в себе, научатся оценивать свои возможности;
- в группе будут созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о духовно-нравственных чувствах;
- в группе будет создана положительная эмоциональная атмосфера, способствующая принятию каждого ребенка;
Формы реализации проекта : различные виды деятельности с детьми по всем направлениям воспитательной деятельности и образовательным областям.
Подготовительная работа:
- разработка проекта;
- подбор, изучение и анализ методической и художественной литературы;
- подбор наглядно-дидактического материала.
Содержание проекта :
1. Циклы бесед: «Толстой и Тула», «Толстой – наш земляк», «Л. Н. Толстой и А. В. Баташёва - учредительница санатория «Иншинка», «О создании и значении «Азбуки» Л. Н. Толстого», «Нравственные аспекты «Азбуки», беседы «О совести», «О милосердии», «Старость надо уважать».
2. Чтение рассказов и былей из «Азбуки» Л. Н. Толстого на тему: «Животные» : «Собака Якова», «Котёнок», «У Розки были щенки», «Пожарные собаки», «Лебеди», «Корова», «Лев и собачка» и др.
3. Беседа «Домашние и дикие животные».
4. Чтение произведений из «Азбуки» на духовно-нравственную тематику: «Косточка», «Старый дед и внучек», «Липунюшка», «Лгун», «Девочка и грибы», «Два товарища» и др.
5. Чтение рассказов о милосердии из «Азбуки» Л. Н. Толстого.
6. Подготовка детьми сообщений по темам :
«Пословицы и поговорки из «Азбуки» о совести;
«Братья наши меньшие».
«Домашние животные».
«Дикие животные».
«Мои домашние питомцы»
«Жизнь и творчество Льва Толстого».
7. Театрализация были «Косточка» и басни «Два товарища» из «Азбуки» Л. Н. Толстого.
8. Театральная постановка «Встреча».
9. Беседа «Мои впечатления о театральной постановке «Встреча».
10. Презентация «Школа Льва Толстого»
11. Продуктивная деятельность:
- лепка “Лев”;
- аппликация “Котенок»;
- рисование «Лебедь».
12. Выставка книг Л. Н. Толстого.
13. Конкурс рисунков имени А. В. Баташёвой.
14. Конкурс чтецов рассказов и басен из «Азбуки Л. Н. Толстого»
15. «Киночасы» : фильм "Дружбе мы поучимся у братьев наших меньших", м/ф «Котёнок».
16. Конкурс-эссе «Милосердная Александра Васильевна…».
Этапы проекта.
Первый этап (мотивационный) - целеполагание, погружение в проект.
Определение темы и цели проекта.
«… Гордые мечты мои об этой Азбуке вот какие: по этой Азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из неё, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть. Л. Н. Толстой» .
Формулировка проблемы.
Воспитателем перед детьми была формулируется проблема: "Азбука" Л. Н. Толстого – нашего земляка была любимым детищем писателя. Почему?
Второй этап (планирование деятельности).
1. Выбор проектной деятельности детей :
- презентации «Пословицы и поговорки из «Азбуки», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Братья наши меньшие»;
- театрализованные постановки (театрализация рассказа «Косточка» и басни «Два товарища» Л. Н. Толстого, театрализованное представление «Встреча»).
2. Раздача стихов, слов по сценарию, распределение ролей.
3. Составление плана работы над исследованием:
1) Подумать самому о том, что я знаю.
2) Прочитать.
3) Посмотреть телепередачи (в Интернете, фильм).
4) Спросить у взрослых.
5) Понаблюдать.
6) Подготовить презентацию.
7) Подвести итог (сделать выводы и умозаключения).
8) Подготовиться к защите работы.
Третий этап (практически - деятельностный).
Дети готовят проекты-презентации по выбранной тематике.
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Проект «Жизнь и творчество Льва Толстого».
2. Проект «Школа Льва Толстого в Ясной Поляне».
3. Проект «Домашние питомцы»
Выполняя проект, дети учатся с помощью взрослых:
- рассказывать о жизни своего питомца;
-фиксировать свои наблюдения;
- с помощью родителей предоставляют фотографии своего питомца;
- составляют рассказ о своём питомце, его характере, повадках, играх;
- оформляют свою работу;
-выступают с презентацией своего проекта;
- оценивают результаты собственного труда и труда товарищей.
4. Проект «Литературное чтение» : организуется «Конкурс чтецов» рассказов и басен Л. Н. Толстого из «Азбуки».
5. Конкурс детских рисунков (развивать навыки совместного творчества. учить радоваться результатам творчества; развивать речь, умение описывать процесс, предшествующий выставке, учить рассуждать, делать выводы).
6. Поиск и сбор информации для выбранной презентации.
7. Дети готовят рисунки по прочитанным произведениям.
8. Дети подбирают пословицы и поговорки о совести.
9. Самостоятельное чтение литературных произведений.
Четвертый этап (рефлексивно-оценочный).
За день до презентации проводится беседа-самоанализ в группе о проделанной работе. Дети выражают свое отношение к трудностям и положительным моментам.
Пятый этап (заключительный) : презентация детских работ.
Ученик представляет свой проект :
Шестой этап (итоговый) :
1. Подведение итогов конкурса рисунков имени А. В. Баташёвой.
2. Подведение итогов конкурса-эссе «Милосердная Александра Васильевна…»
3. Подведение итогов «Конкурса чтецов рассказов из «Азбуки» Толстого.
4. Награждение грамотами победителей и призёров конкурсов, а также детей, которые готовили презентации и принимали активное участие в реализации проекта.
Ещё одним проектом, который реализуется в группе «Дошкольники и младшие школьники» является «География нашей дружбы».
Тип проекта : интегрированный, комплексный (познавательно-исследовательский, творческий, игровой, информационно - поисковый, здоровьесберегающий, направленный на включение учащихся в активную поисковую и творческую деятельность.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта : дети группы «Дошкольники и младшие школьники» санатория «Иншинка», воспитатели, родители.
Возраст детей : 4-9 лет.
Актуальность: формирование дружеских взаимоотношений среди детей остаётся актуальной темой в наши дни. Гиперактивность, агрессивность, жестокость, равнодушие среди детей становятся всё более очевидными. Не все дети умеют сотрудничать. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается. Это ставит вопрос о формировании дружеских отношений в новом коллективе группы санатория, куда ребёнок приезжает для оздоровления на 21 день. Каждый заезд, в группе «Дошкольники и младшие школьники» перед воспитателем стоит задача становления дружеских взаимоотношений детей в условиях кратковременного пребывания в санатории.
Воспитателем формулируется проблема: мы все разные – но мы собрались здесь вместе в санатории, мы – дружная семья.
Цель: создание дружеских взаимоотношений среди детей группы.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и систематизировать представления детей о дружбе.
2. Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению и нарушению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо;
3. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
4. Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, умения устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками.
Развивающие:
1. Развивать умение аргументировать свою точку зрения.
2. Развивать добрые чувства доверия, взаимовыручки, сопереживания, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении.
3. Развивать связную речь, творческие способности, обогащать словарный запас, умение анализировать, делать выводы.
4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях, социально-коммуникативные навыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, умение работать в команде.
2. Воспитывать культуру поведения и общения, доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, уважение друг к другу, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
3. Прививать любовь к Родине; воспитывать толерантность, чувство уважения к другим национальностям; чувство патриотизма.
Участие родителей в реализации проекта : создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки. Совместное с детьми разучивание стихотворений о дружбе, подбор материала о друзьях, о малой родине.
Реализация проекта «География нашей дружбы» способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих сверстников, помогает усвоить нормы и правила поведения, формировать нравственные чувства ребёнка.
Предполагаемые результаты: у детей формируется понятие «дружба»;дети приобретут навыки взаимопомощи, умение договариваться;дети закрепят навыки сотрудничества, ребята из разных районов Тульской области, а также из разных регионов России и стран мира смогут найти новых друзей, получить интересные сведения о разных населённых пунктах нашей страны;
- дети научатся следовать правилам культуры;
- дети станут увереннее в себе, научатся оценивать свои возможности;
- в группе будут созданы необходимые условия для формирования первоначальных представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях;
- в группе будет создана положительная эмоциональная атмосфера, способствующая принятию каждого ребенка;
Формы реализации проекта : различные виды деятельности с детьми по всем направлениям воспитательной деятельности и образовательным областям.
Подготовительная работа: разработка проекта, доведение до участников важности данной темы; подбор, изучение и анализ методической и художественной литературы по теме «Дружба», «Детский коллектив»;подбор наглядно-дидактического материала.
Этапы.
Первый этап (мотивационный) - целеполагание, погружение в проект.
Определение темы и цели проекта. Формулировка проблемы.
Воспитателем перед детьми была сформулирована проблема: «Умеем ли мы дружить?»
Вводная беседа «Что такое дружба?».
Второй этап (планирование деятельности).
1. Выбор темы проектной деятельности детей : презентации «Мой друг», «Моя лучшая подруга», «Ищу друга», «Мои друзья», «Пословицы и поговорки о дружбе», «Что такое дружба?», «Моя малая Родина», «Братья наши меньшие»; театрализованные постановки о дружбе (кукольный театр «В гостях у сказки» - «Заюшкина избушка»; театрализация рассказа «Два товарища» из «Азбуки» Л. Н. Толстого).
2. Раздача стихов, слов по сценарию, распределение ролей.
3. Составление плана работы над исследованием:
Третий этап (практически - деятельностный).
1. Поиск и сбор информации для выбранной презентации.
2. Подготовка презентации по темам:
- «Мой лучший друг»/ «Моя лучшая подруга»;
- «Ищу друга»;
- «Мои друзья»;
- «Пословицы и поговорки о дружбе»;
- «Что такое дружба?»;
- «Моя малая Родина»;
- «Братья наши меньшие»;
3. театрализация рассказа «Два товарища» из «Азбуки» Л. Н. Толстого;
4. кукольный театр «В гостях у сказки» : «Заюшкина избушка».
Мероприятия по реализации проекта :
1. Цикл бесед о дружбе: вводная беседа «Что такое дружба?», «Умейте дружбой дорожить», «Улыбнись, чтоб подружиться», «Правила дружбы», "Дружат дети всей земли", «Поговорим о дружбе», «Как играть и не ссориться?», «Плохое и хорошее настроение», «Хорошие и плохие поступки», «Мой друг», «Как найти себе друзей?», «Какой он, настоящий друг?», «Волшебные слова».
2. Комплексные мероприятия «С чего начинается дружба?», «Дружба – это чудо!».
3. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», В. Катаев «Цветик - семицветик», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?», русская народная сказка «Лиса и журавль», Андерсен "Снежная королева», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», чтение рассказов и сказок, в которых раскрывается тема дружбы, чтение произведений из «Азбуки» Л. Н. Толстого, рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
4. Кукольный театр: «В гостях у сказки» - «Заюшкина избушка»
5. Проведение дидактических игр: «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?»
6. Пальчиковые игры «В гости к пальчику большому», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе».
7. Подбор пословиц и поговорок о дружбе.
8. Выставка книг разных писателей о дружбе.
9. Конкурс «Пословицы и поговорки о дружбе».
10. Заучивание стихотворений о дружбе.
11. Подвижные игры: «Котята и щенята», «Найди себе пару», «Лавата», «Подтолкни шарик», «Теремок».
12. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад».
13. Создание фотовыставки «Мы все такие разные, но вместе мы живём».
14.«Мирилки».
15. Консультации для родителей: «Дружба крепкая», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
16. Конкурс рисунков имени А. В. Баташёвой.
17. Разучивание песен о дружбе на музыкальных занятиях «Улыбка», «Дружба крепкая», «Мир похож на цветной луг», «Вместе весело шагать».
18. Проведение тестирования среди детей группы. Рисуночный тест «Дошколята – дружные ребята».
19. Продуктивная деятельность: Рисование. "Нарисую друга, расскажу о нём", коллективная аппликация «Солнышко в ладошках», «Подарок другу», «Дерево дружбы».
21. Занятия кружка «Умелые ручки» : аппликация «Букет», пластилинография «Снегирь».
22. «Киночасы». М/ф "Про Крошку енота", «Тимошкина ёлка», «Маша и медведь», фильм "Дружбе мы поучимся у братьев наших меньших", х/ф «Котёнок», х/ф «Щенок».
23. Подготовить с детьми плакаты с изображением улыбающегося солнышка: "Улыбнись каждому дню", "Улыбнись и на душе у меня станет светлее", "Улыбнись! Ты в санатории!".
24. Оформить стенд на тему: "Дружба – это ценный дар!" (стихи, пословицы, поговорки, меткие выражения.
25. Подготовка презентаций на выбранную тему.
26. Конкурс рисунка на асфальте «Дружба – это я и ты».
27. Конкурс на интересное стихотворение о дружбе.
Четвертый этап (рефлексивно-оценочный).
За день до презентации проводится беседа-самоанализ в группе о проделанной работе.
Пятый этап (заключительный).
Шестой этап (итоговый) :
5. «Тетрадь дружбы». Написать сведения о себе и своем крае: имя и фамилия, возраст, место проживания, увлечения, пожелания санаторию, пожелания следующему заезду. Подходить к оформлению тетради нужно максимально креативно: можно писать стихи, рисовать, делать коллажи и т. п.
6. Тест: «Дошколята – дружные ребята»
7. Награждение грамотами.
8. Беседа «Мой санаторий : Что я буду помнить?»
Мы рассмотрели педагогические проекты, которые реализуются в санатории «Иншинка» в группе «Дошкольники и младшие школьники» среди детей младшего школьного возраста и приходим к выводу, что рганизация проектной деятельности младших школьников является актуальной темой в наши дни и обусловлена требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Исходя из опыта своей работы, считаю, что проектно-исследовательская деятельность позволяет перевести ребёнка из слушателя в активного участника.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность на результат, который получается при решении теоретической, практической, но обязательно личностно и социально-значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Проблема включения проектной деятельности в воспитательный процесс в санатории является прогрессивной и давно назревшей. Педагогический потенциал проектов очевиден : повышение мотивации воспитанников в получении дополнительных знаний, освоение важнейших методов научного познания и практических навыков, развитие ответственности за общее дело, самодисциплины, способностей целеполагания, коммуникативных, организационных и рефлексивных умений.
Роль воспитателя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, консультант. Педагог не передает знания, а направляет деятельность ребенка, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.
Проектная деятельность наиболее полно отвечает групповой или индивидуальной творческой работе, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или в учебной деятельности.
Наиболее эффективно в рамках проектной деятельности можно применить мультимедиа презентацию. Для проведения выступления с использованием мультимедиа презентации компьютер выступает в роли наглядного пособия. Презентация демонстрируется на большом экране в сопровождении автора. Повышается эффективность воспитательного процесса. Восприятие детей активизируется за счёт использования зрения и слуха. Так, например, при реализации проекта «Азбука Льва Николаевича Толстого», ребёнку предлагается следующая тема проектной деятельности : «Дикие и домашние животные». Ребёнок готовит сообщение и презентацию с помощью воспитателя, вернее под его чутким руководством.
Проект не нуждается ни в громоздком наукообразном оформлении, ни в масштабном и помпезном представлении. Творчество, мышление, изобретательские и рационализаторские способности детей, ради развития которых и организуются педагогические проекты, скорее требуют сосредоточенности и тишины.
Участие воспитанников группы «Дошкольники и младшие школьники» санатория «Иншинка» в проектной деятельности в дальнейшем поможет им принимать участие в различных конкурсах на школьном, областном, региональном уровнях. Исследовательская деятельность является перспективной формой работы с детьми, происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество пациентов санатория : дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, происходит сплочение коллектива, устанавливается дружеская атмосфера в группе, что является одной из важным в условиях кратковременного пребывания детей в санатории.