Екатерина Балашова
Реализация ФГОС через использование игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация ФГОС через использование игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников.
В реализации ФГОС ДО перед педагогами стоит задача - развитие всех сфер деятельности дошкольников, а одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социально-эмоционального благополучия.
Публикация «Реализация ФГОС через использование игр для развития эмоционального интеллекта дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Одна из задач социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО : развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое? Эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты». Дошкольный возраст – это период интенсивного эмоционального развития ребенка.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность.
Игра в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. Поэтому в практике значительное место отводится развитию эмоционального интеллекта именно через игру. Считаю, что используя разнообразные игры, можно значительно повысить эффективность развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Игры, способствующие развитию у детей эмоционального интеллекта можно разделить на группы.
Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми (Например, игры: «Поезд», «Связующая нить», «Путь доверия»).
Сюжетно-ролевые игры.
Проигрывание различных ситуаций помогает обучению владением собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет сюжетно-ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать такие ситуации, которые предполагают яркое проявление эмоций, чувств. Например: «На приёме у врача», «Дочки-матери», «Пешеходы» и др.
Театрализованные игры.
Возможно, одним из самых простых и эффективных способов развить эмоциональный интеллект являются именно театрализованные игры. И если доверительные беседы с детьми не всегда возможны в силу разных причин, то игра снимает эмоциональные зажимы, позволяет раскрыть и заново прожить яркие чувства или заранее подготовиться к тем непростым эмоциям, с которыми ребёнок ещё не сталкивался.
Дидактические игры (из опыта работы).
Игра «Сказочные герои».
Воспитатель предлагает детям охарактеризовать героев сказок, найти добрых и злых героев ( Сказки: «Красная шапочка», «Буратино и золотой ключик»).
Игра «Наши эмоции». Пиктограммы эмоций.
Воспитатель показывает любую пиктограмму и спрашивает: «Какое настроение?» Затем просит детей поразмышлять: «У меня такое грустное лицо, когда я …когда у меня (например, когда у меня отняли игрушку;
когда я упал). Используя такой принцип, можно поговорить о всех знакомых детям эмоциональных состояниях. Можно объединить эту игру с предыдущей игрой «Сказочные герои» и подбирать пиктограммы к героям сказок. Другой вариант этой игры с пиктограммами эмоций.
Игра «Мимическая гимнастика».
Ребенок вытаскивает карточку и показывает своей мимикой изображенную на ней эмоцию, а другие дети (игроки) должны отгадать ее и назвать.
Игра «Часики настроения».
- Воспитатель читает сказку, стихотворение и предлагает найти на часиках настроение героев и передвинуть стрелку.
- Воспитатель предлагает карточки с изображением сказочных героев или фотографий детей в разных эмоциональных состояниях, а дети ищут эти эмоции на часиках, переставляя стрелки.
- Детям предлагается определить своё собственное настроение в данный момент или настроение друга и поставить на него стрелочку.
- Игра «Покажи настроение» : выбранный ребёнок загадывает какое-либо настроение и изображает его, а дети пытаются угадать это настроение, переставляя стрелочки. Тот, кто угадал первым, становится следующим ведущим.
- Показать на часиках настроение прослушанного музыкального произведения, настроение художественного изображения (картины).
В заключении хочется сказать, что важнейшие составляющие социально- эмоционального интеллекта - это умение понять свои эмоции и управлять ими, справляться со сложными и стрессовыми ситуациями, развить и использовать социально- эмоциональный интеллекта в достижении целей, уметь распознавать и признавать чувства других, взаимодействовать с окружающими, находить с ними общие точки соприкосновения, иметь способность представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему, уметь быстро и эффективно реагировать на изменившиеся обстоятельства.
Список использованной литературы :
1. Исаева, И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства : дис. канд. пед. наук: 13.01.01 / И. Ю. Исаева. Ростов-на-Дону, 2011.
2. Куракина А. О. Эмоциональный интеллект дошкольника : структура, условия и механизмы развития. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013.
3. Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. №13.
4. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» - М: УЦ Перспектива, 2014.