Конанова Анна
Реализация федеральной программы «Здоровье» в учебно-воспитательном процессе начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Реализация федеральной программы «Здоровье» в учебно – воспитательном процессе начальной школы.
(1 слайд)
ЗДОРОВЬЕ – одна из важных общечеловеческих ценностей. Вопрос о здоровье стар, как Мир, но актуален и современен на все времена.
Одним из приоритетов развития лицей «Эрудит» выбирает «Здоровье».
Публикация «Реализация федеральной программы „Здоровье“ в учебно-воспитательном процессе начальной школы» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
(2 слайд)
С 2003г. лицей «Эрудит» вошел в региональную сеть «Школа здоровья Алтайского края» и начал реализацию ФПЗ под редакцией Касаткина В. Н.
Вместе с тем программа развития «Формула успеха», содержала инновационные образовательные проекты, одним из которых является проект междисциплинарной программы «Здоровье», внедряемый в образовательную практику.
Работая учителем валеологии в начальных классах и проводя отдельные уроки привела к заключению о том, что реализация программы обучения здоровью может быть успешной только в том случае, когда является целостной системой обеспечения здоровья школьников сегодня – это не только деятельность медицинских работников, но и взаимодействие различных специалистов (педагогов, психологов, мед. работников, социального педагога, валеологов, инструктора ЛФК).
Реализация программы сегодня – это выстраивание целостной системы воспитания, обучения и развития учащихся.
При реализации программы обучения здоровью учителя начальных классов ориентировались не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений.
Авторы программы выделили 7 модулей для изучения на каждой ступени с учетом возрастных особенностей учащихся.
В первом разделе «Самопознание» (3 слайд) вся информация имеет непосредственную и очевидную, причем для самих школьников, связь с реально существующими потребностями.
Учащиеся проявляют большой интерес к изучению внутренних органов и частей тела, а так как мышление у младших школьников наглядно – образное, учителя в своей образовательной практике широко используют слайдовые презентации (4, 5 слайды) видеосюжеты, познавательные мультфильмы. (6 слайд)
В этом разделе большое внимание уделяется эмоциональной сфере личности. Дети умеют распознавать основные эмоции у себя и у других. Проведение психотренингов, консультаций с психологом является ведущим видом деятельности. (7 слайд)
2 раздел «Я и другие» (8 слайд). При реализации этого раздела большое внимание уделяется развитию у детей правил межличностного общения, умению дружить.
Основная форма реализации – классные часы, праздники (9, 10 слайды), спортивные соревнования, игры (11, 12 слайды). Ребята учатся нормам коммуникации и соблюдению правил поведения в общественных местах.
Занятие спортом
Одним из приоритетов в данном разделе отводится родственным связям, семье, правилам семейного общения (13 слайд).
3 раздел «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» (14 слайд).
При реализации этого раздела помогают ребята из валеологического движения «Здоровячки», которые выступают с сообщениями и собственными презентациями (15, 16 слайды). Учителя посещают библиотеку «Здоровье» и музей медицины (17 слайд). По данному разделу созданы рабочие программы каждым учителем начальных классов (18 слайд) работа ведется в учебной и внеклассной работе.
Одним из направлений является гигиенические нормы поведения уроков с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий (19 слайд). Проведение уроков с использованием динамических пауз, физминуток, релаксирующих упражнений.
4 раздел «Питание и здоровье» (20 слайд).
По данному разделу работа ведется по программе «Разговор о правильном питании», «Путешествие с ЗИЛИБОБОЙ и его друзьями».
5 раздел «Основы личной безопасности» (21 слайд).
Работа проводится по основным направлениям :
• формирование правил безопасного поведения на дорогах, прогнозирования опасных ситуаций на дорогах
• уроки – практикумы (22 слайд).
• соблюдение техники безопасности при выполнении уборки территории (23 слайд).
• соблюдение правил по технике безопасности на уроках технологии (24 слайд).
• безопасность жизнедеятельности на перемене. Проведение организованных перемен, игр (25 слайд).
В раздел входят мероприятия, проводимые по данным направлениям и фиксируются в журнале на странице «Техника безопасности»
6 раздел «Культура потребления медицинских услуг» (26 слайд).
Ученики имеют позитивное, уважительное отношение к мед. персоналу лицея, к людям, которые помогают сохранить здоровье (27 слайд).
7 раздел «Предупреждение употребления психоактивных веществ» (28 слайд).
Дается общее представление о психоактивных веществах (табак, алкоголь) (29 слайд).
В 2009 учебном году участники волонтерского движения приняли участие в городской олимпиаде по ЗОЖ т отказу от вредных привычек. В группе ребята заняли 3 место, и в индивидуальной защите проекта «Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни» Протопопова К. заняла 3 место.
Реализация всех разделов программы осуществляется в летнем оздоровительном лагере «Непоседы», в котором работа осуществляется по разработанной программе «Здоровячки».
Видеосюжет 30
Школьник не умеющий заботиться о своем здоровье (31 слайд), ничего не предпринимающих для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (учителям, родителям) не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи.
В этом учителя видят главную проблему валеологизации учебно – воспитательного процесса. Только личная ответственность и заинтересованность ребенка в сочетании знаний индивидуальных особенностей позволяет ему в нравственном, духовном и физическом развитии.
Важно чтобы знания школьника стали его убеждением!
Заканчивая свое выступление словами Шопенгауэра «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине – здоровый нищий богаче короля» (32 слайд).