Людмила Голубцова
Развлечение для старших дошкольников «Путешествие в Страну родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в Страну родного языка.
Развлечение для старших дошкольников.
День родного языка.
Задачи:
-познакомить с праздником;
-закрепление навыков произношения "трудных звуков";
- продолжать развивать индивидуальные возможности;
-повышать интерес к родному языку.
Предварительная работа: проговаривание скороговорок, разучивание стихов, работа в комнате сказок.
Оборудование: проектор, микрофон, мультфильм "Сказка Кит и Кот" Б. Заходера, слайд-шоу книги А. Шибаева "Буква заблудилась". Полумаски мышки, мишки, крылья, магнитная доска с магнитными буквами, ватман с наклеенными домиками, напечатанный на отдельных карточках алфавит, доска и мел.
Ведущий. Здравствуйте, дети. Сегодня мы собрались здесь в необычный день - чем он особенный, я скажу позже. А сейчас ответьте, про что или кого можно сказать "родной, родная, родное, родные"?
Дети. Родной город, родной человек, родная земля, родная мама, родной брат.
Ведущий. А ещё родной язык. Сегодня 21 февраля - праздник "Международный день родного языка". Его отмечают все страны мира. Какие страны вы знаете?
Дети произносят названия стран.
А родной язык - тот, на котором человек произнёс свои первые слова: мама, папа, дом и другие. Во Франции родной язык французский, в Японии- японский, в Италии- итальянский. А как называется страна, в которой мы живём?
Дети. Россия.
Ведущий. Как называется наш родной язык?
Дети. Русский.
Ведущий. Да, для нас родной язык- русский. Язык- это средство общения людей. С его помощью люди общаются друг с другом, передают свои мысли, желания, чувства. Язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей. Язык связан с обществом, поэтому с развитием общества формируется язык, изменения в обществе отражаются на языке.
Например: давным-давно люди брали воду из колодца, пользовались вёдрами и коромыслом, потом изобрели водопровод. Теперь вода льётся по водопроводу, мы пользуемся краном. Давайте вспомним такие слова, которые сейчас почти не слышим, потому что эти предметы устарели, люди заменили их современными.
Дети. Чугун, самовар, лапти, половик, кадушка, сито, ухват, изба.
Ведущий. Все слова, которые вы сейчас произносили, называются устаревшими.
Язык состоит из речевых звуков, звуки соединяются в слова. Звуки помогают нам отличать одно слово от другого. А теперь мы посмотрим мультфильм "Сказка Кит и Кот", написал эту сказку Борис Заходер.
На экране проектора дети смотрят мультфильм.
Вот что сказка говорит:
Жили были Кот и Кит.
Кот - огромный, просто страшный!
Кит - был маленький, домашний.
Кит мяукал. Кот пыхтел.
Кит купаться не хотел,
Как огня воды боялся.
Кот всегда над ним смеялся!
Время так проводит Кит:
Ночью бродит, днём храпит.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Ловит Кит мышей на суше.
Кот на море бьёт баклуши!
Кит царапался, кусался,
Добрый Кот ни с кем не дрался,
Кит любил залезть повыше,
Ночью песни пел на крыше.
Позовёшь его: "Кис-кис",
Он охотно спрыгнет вниз.
Разбирались целый год,
Кто тут Кит, а кто тут Кот.
Обсуждали, не спешили
И в конце концов решили:
В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка, опечатка:
Кто-то против всяких правил
В сказке буквы не расставил.
Переставил "Кит" на "Кот",
"Кот" на "Кит", наоборот?
Какие буквы были перепутаны в сказке и изменили слова?
Дети. Буквы И и О.
Ведущий. Ещё одну историю про буквы нам прочитают дети.
Три ребёнка читают стихотворение и меняют в слове "мышка" буквы на магнитной доске, Ы на И, после второго куплета- И на О и третьего- О на И. На одном ребёнке надета маска мышки, на другом -мишки, на третьем- крылья.
Дети читают стихотворения.
1-й ребёнок:
Мышка в норке жила,
Мышка грызла корки.
Только грызла тоска
Мышку в этой норке!
И решила от тоски:
"Я меняю Ы на И"!
2-й ребёнок:
Мишка в норке живёт,
Мишка лапу сосёт.
Косолапый тужит:
"Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как-то сыро и темно!
Я меняю И на О"!
3-й ребёнок:
Мошка в норке живёт,
Мошка корку сосёт:
"Неуютно дома-
Целые хоромы.
От кровати до ворот
Очень длинный перелёт
Это не годится-
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чём моей вины.
Я меняю О на Ы"!
Н. Голь
Ведущий. И послушайте ещё одну историю в исполнении детей, которая называется "Буква "Р"" А. Барто.
Дети читают стихотворение по ролям.
Пять лет Серёже в январе,
Пока - четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе
И взрослые ребята.
А как на санках, например,
Он с гор летает смело!
Серёже только буква "Р"
Немножко портит дела.
На брата сердится сестра:
Её зовут Марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: - Ты где, Малина?
Она твердит: - Прижми язык,
Прижми покрепче к нёбу!
Он, как прилежный ученик,
Берётся за учёбу.
Твердит Марина: - "Рак", "ручей"
- Марина учит брата.
Он повторяет: - "Лак", "лучей"
-Вздыхает виновата.
Она твердит: - Скажи, "метро",
В метро поедем к дяде.
-Нет, - отвечает он хитро,
- В автобус лучше сядем.
Не так легко сказать "ремень",
"Мороз", "река", "простуда"!
Но как-то раз в январский день
С утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра,
Он крикнул:-
Будь здорррррова!
- А ведь не мог ещё вчера
Сказать он это слово.
Теперь он любит букву "Р".
Кричит, катаясь с горки:
Ура, теперь я повзрослел!-
Сказал скороговоркой.
Эта история говорит о том, что очень важно выговаривать все звуки родного языка, даже один неправильно произнесённый звук может привести к путанице. Какой звук не умел произносить Серёжа?
Дети. Звук (р) .
Ведущий. Язык- это речь. Речевые звуки составляют устную речь. У каждого речевого звука есть символ- буква. И если мы хотим что-то написать, нам помогут буквы - письменная речь. Звуки надевают платья, мы их видим и говорим уже про буквы. На своих пригласительных билетах вы видите буквы нашего родного языка.
В группах детям были розданы карточки с изображением букв, напечатанных красным, синим, зелёным, сине- зелёным цветом.
Есть особенный город под названием Звукоград, где и живут все буквы русского языка. (Показывает Звукоград на большом листе ватмана.) В этом городе порядок, каждая буква знает, в каком домике живёт. Ребята, давайте вспомним, какие буквы живут в красном домике?
Дети. Гласные. Звук в ротовой полости не встречает преграды и его можно пропеть, долго протянуть.
Дети вставляют в кармашек красного домика буквы, напечатанные красным цветом.
Ведущий. - Какие буквы живут в зелёном домике?
Дети. - В зелёном домике живут согласные мягкие. При произнесении звука в ротовой полости появляется преграда, которая создаёт шум, и эти звуки мягкие, губы растягиваются в улыбке.
Дети вставляют в кармашек зелёного домика буквы, напечатанные зелёным цветом.
Ведущий. А в синем домике?
Дети. Живут согласные твёрдые звуки, при их произнесении во рту создаётся преграда и звучание получается твёрдое.
Дети вставляют в кармашек синего домика буквы, напечатанные синим цветом.
Ведущий. А в сине-зелёном домике живут буквы, которые в одном слове обозначают мягкий звук, а в другом - твёрдый
Дети вставляют в кармашек сине-зелёного домика буквы сине-зелёного цвета.
Настало время поиграть. Игра называется "Живые звуки" Слушайте правила: если вы слышите гласный звук - присаживаетесь на карточки, если согласный мягкий- бегаете по залу, если согласный твёрдый- прыгаете.
Дети выполняют.
Вот что однажды случилось в Звукограде: жили-были 33 дружные сестрицы-буквы. С утра до вечера соединялись в слова, из слов получались весёлые и забавные книги для детей и взрослых. Больше всего буквы любили точность и аккуратность, всегда становились так. Чтобы слово получалось без ошибок. Но однажды в Звукоград ворвался какой-то злодей и стал хозяйничать. Согнал буквы с их мест, вместо них поставил другие. И вот какие странные дела начали твориться.
Просмотр на проекте слайд-шоу стихотворения "Буква заблудилась" А. Шибаева.
Какую букву нужно вернуть на своё место, чтобы получилось слово для стихотворения?
Дети просматривают слайды и возвращают букву в слово.
Ошибки, которые были в книжке, мы исправили.
Русский язык богат прибаутками, потешками и скороговорки?
Дети в микрофон чётко проговаривают скороговорки. Чтение скороговорок можно поощрять подарками в виде наклеек, маленьких блокнотов и других предметов.
А теперь давайте поиграем в слова. Будем в длинном слове находить маленькие. Длинное слово напечатано на листе бумаги и прикреплено к доске, дети его дружно прочитывают и произносят короткие слова, содержащиеся в длинном, логопед записывает их на доске.
"Здоровье"- зов, ров, вор. Здоров, вздор, воз.
"Радуга"- друг, дар, дуга, ад, руда, град, ура.
"Доброта"- рота, добро, бор, робот.
И в заключение нашей встречи, я предлагаю вспомнить, как называется праздник, в честь которого мы сегодня собрались?
Дети хором проговаривают название праздника.
Логопед вызывает восьмерых детей, они берут по букве и встают в такой последовательности, чтобы получилось слово "праздник", держа букву перед собой. Затем шестерых детей-"родной" и четырёх детей- "язык". Я благодарю вас за внимание, старание, и теперь не забывайте, что есть такой праздник - Международный день родного языка. Любите свой родной язык и старайтесь правильно проговаривать и писать слова. До новых встреч.