Наталья Сысоева
Развлечение для детей подготовительных групп «Удмуртия моя — родная сторона»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Сказка» г. Камбарка
Развлечение
"Удмуртия моя - родная сторона"
для детей подготовительных групп
Музыкальный руководитель: Сысоева Наталья Сергеевна
8 ноября 2023 г.
На конкурс «Педагог года 2023»
Звучит удмуртская народная музыка, в зал удмуртским шагом
Публикация «Развлечение для детей подготовительных групп „Удмуртия моя — родная сторона“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2024
(«топотушками») входят дети в удмуртских костюмах. Образуют круг. Их встречает музыкальный руководитель в удмуртском костюме.
М. Р. : Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам снова пришли гости. Давайте с ними тоже поздороваемся. (Дети здороваются). Очень рада нашей с вами встрече и тому, что вы откликнулись на мою просьбу и нарядились в национальные удмуртские костюмы! Сегодня мы поговорим с вами о нашей республике Удмуртии. И мне будет очень приятно, если вы узнаете что -то новое! Приглашаю вас присесть на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
М. Р. : Есть большая страна на планете, это – Россия, а в этой стране есть наша маленькая республика Удмуртия. На карте России она занимает совсем небольшое место. Но она нам очень дорога, потому что мы здесь родились и живём. Нет ничего дороже родного края. И мы должны знать и любить эту землю, гордиться своей республикой, её людьми, природными богатствами! Какой праздник мы с вами отмечали недавно?. Совсем недавно – 4 ноября – наша республика Удмуртия отмечала свой День Рождения, вместе с российским праздником дружбы и единения. Предлагаю послушать стихи об Удмуртии.
1. Удмуртия, любимая - наш чудный италмас,
Ты золотым цветком любви живешь в сердцах у нас.
Тобою с детства мы горды, верны тебе одной,
Удмуртия любимая - наш дом родной!
2. Край наш удмуртский, родные просторы -
Лес, перелески, холмы да поля.
Как хороши твои ясные зори,
Как ты прекрасна, родная земля!
3. Кто бы ты ни был - удмурт или русский, -
Все мы - одна и большая семья. Славься в веках, край родной наш удмуртский,
Благословенна будь, наша земля.
М. Р. : Молодцы, ребята! Спасибо вам за такие замечательные стихи! Ребята, на территории Удмуртии живут в мире и согласии более 100 национальностей! А сколько славных дочерей и сыновей вырастила наша земля! Скажите, пожалуйста, каких знаменитых людей Удмуртии вы знаете? …Это и многократная чемпионка мира по лыжным гонкам Галина Кулакова, биатлонисты Валерий Медведев, Тамара Тихонова, Максим Вылегжанин, фигуристки Лиза Туктамышева, Алина Загитова, Писатели, как Кузебай Герд, Григорий Верещагин и многие другие. Весь мир знает Михаила Тимофеевича Калашникова – отца автоматов, и, конечно же, Петра Ильича Чайковского. Наша Удмуртия достойна того, чтобы ей гордились, чтобы её уважали и любили!
Предлагаю в честь нашей родной республики исполнить песню «Удмуртия». Кстати, эту песню тоже сочинила наша землячка Шикалова Татьяна Николаевна, она живёт и трудится в Ижевске.
ПЕСНЯ «УДМУРТИЯ»
Исполняют все дети.
М. Р. : Спасибо, ребята, за отличное исполнение песни! Присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики.
С давних времен и по сей день народ воспевает свой любимый край в стихах и песнях. Педагоги нашего детского сада тоже очень любят свой удмуртский край, радуются, чтоиз года в год наш край становится всё краше и краше. И сейчас вы сами все увидите и услышите, может, даже кого – то узнаете.
ВИДЕОРОЛИК «СТИХ ОБУДМУРТИИ»
М. Р. : Ребята, кого вы узнали из видеоролика?
Ответы детей.
М. Р. :Ребята, а вы знаете, как образовалась наша республика, как появился удмуртский народ, чем занимался, какую одежду носил?
Ответы детей.
М. Р. : К сожалению, я тоже очень мало знаю. Но я знаю одну жительницу из удмуртского села Якшур – Бодья, которая нам сможет рассказать об этом, и мы с вами узнаем новое об Удмуртии. Она приглашала нас к себе в гости. Согласны отправиться?
Дети: Да!
М. Р. : Тогда берем с собой хорошее настроение и в путь! А путь наш будет лежать через прекрасные поля, леса, луга и рощи удмуртские. Встаем друг за другом и двигаемся удмуртским шагом.
Дети идут под музыку друг за другом удмуртским шагом.
На пути дети видят табличку «Якшур – Бодья».
М. Р. : Мне кажется, что мы с вами добрались. Только никого не видно.
Звучит музыка, в зал входит воспитатель в удмуртском костюме,
в руках вёдра.
Марина-апай: Здравствуйте, дорогие! Зечьбуресь!
М. Р. :Ребята, по-удмуртски это значит «здравствуйте».
Марина-апай:Хотите, я вас научу здороваться по-удмуртски?
Дети: Да!
Марина-апай: Давайте вместе скажем «зечьбуресь» Дети: Зечьбуресь! Марина-апай: Молодцы, вы теперь тоже умеете здороваться по-удмуртски. А сейчас давайте знакомиться: меня зовут Марина – апай, а по-русски тетя Марина. Заждалась я вас, вот и решила за водой пока сходить. А вы проходите, не стесняйтесь!
Дети садятся на стульчики, поставленные около окна.
М. Р. :Марина – апай, мы с ребятами пришли к вам в гости послушать ваши рассказы о нашей республике.
Марина - апай:В предгорьях Урала, по обоим берегам белопенной Камы, среди прозрачных озёр, отлогих холмов, золота ржи и лёгкой сини льна раскинулась земля удмуртская. Краем родниковым называют её ласково в народе. Когда – то давным – давно здесь, около маленького родника с прозрачной и чистой водой, откуда сейчас течёт река Кама, поселился трудолюбивый, мужественный и миролюбивый народ – удмурты. Люди валили лес, ловили рыбу, охотились, разводили скот. Они строили дома, выращивали лён, ткали, вышивали.
М. Р. : Какой у Вас костюм красивый, Марина – апай! Наверное, сами вышивали?
Марина-апай: Да, костюмы у нас очень красивые. Поверх платья обязательно надевается узорчатый фартук (айшет). В узоре присутствуют разные фигуры. На груди – мониста, это такое украшение, его собирали из настоящих монет (чертывесь). Голову обязательно покрывает яркий, красивый платок с вышивкой, узорами (кышет). Народный костюм сейчас одевают в дни праздников, гуляний, вот как вы сегодня. Ребята, я очень хочу исполнить для вас песню на удмуртском языке. Послушаете?
Дети: Да!
М. Р. : Марина – апай, а какую песню вы подготовили для нас?
Мариан-апай: «Лымы – теди»
М. Р. :Ребята, кто-нибудь из вас знает такую песню?
Дети: Нет!
М. Р. : Мы с Алисой Даниловой знаем такую песню и можем исполнить её с вами на удмуртском языке.
Марина-апай: Конечно, буду только рада!
ПЕСНЯ «ЛЫМЫ ТЭДИ»
Исполняют взрослые и Алиса Данилова
Марина-апай: Вы знаете, в нашей деревне есть детский сад «Шеп» («Колосок»). Ребята из «Колоска» посылают вам большой привет. Они очень любят петь, плясать, играть, отгадывать загадки. А вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Марина - апай: Тогда слушайте.
1. И руки есть, и ноги есть, а не живая. (Мунё – кукла)
2. Круглый, пузатый, бьют его ребята. (Мяч – туп)
3. Его едят, а он плакать заставляет (Лук – сугон)
4. Голова одна – платков тысяча. (Капуста – кубиста)
Марина-апай: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Я очень рада, что вы такие смекалистые. М. Р. : Спасибо Вам, Марина - апай, за ваши загадки. Мне известно, что наш народ очень трудолюбивый, у него, как и у других национальностей, много пословиц и поговорок о труде. Наши дети могут Вам их рассказать.
1. Кто без работы, тот без хлеба.
2. Работа человека насквозь видит.
3. Проголодаешься, так и работать научишься.
4. Ленивый ещё спит, а работящий уже отдыхает.
М. Р. : Знаете, Марина-апай, мы с ребятами, пока готовились к Празднику Удмуртии, разучили удмуртские игры и пляски. Предлагаю всем поиграть в удмуртскую народную игру «Растяпа Ты!»
ИГРА «РАСТЯПА ТЫ!»Играют все дети.
Марина-апай: Какие вы весёлые, ребята! Не зря я вас к себе в гости пригласила!М. Р. : Марина – апай, наши дети ещё и танец выучили удмуртский. Так старались, так старались! Марина-апай: Очень интересно посмотреть!М. Р. : Ребята, предлагаю исполнить для Марины – апай наш удмуртский танец.
УДМУРТСКИЙ ТАНЕЦ «ОЙ, ТЫ ЧЕБЕР НЫЛЬЁС»
Исполняют все дети.
Марина-апай: Очень красивый танец!
М. Р. : Весело тут у вас и интересно! Но нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. Спасибо вам, Марина – апай, за интересные рассказы об Удмуртии, загадки, игры. Марина-апай: И вам спасибо, ребята, за то, что любите свою республику Удмуртию. Вижу, все вы очень добрые и приветливые. У нас, в нашем селе, есть такой обычай: добрым гостям дарить оберег на счастье. И я вам тоже приготовила такие обереги. Это – подкова, сделанная своими руками. Она приносит счастье, достаток, радость в дом. А вот и угощение!
Марина-апай дарит детям обереги в форме подковы и конфеты.
М. Р. : Спасибо Вам! Ребята, поблагодарите Марину – апай. Дети: Спасибо!М. Р. : До свидания! Всего Вам доброго! Марина-апай: И вам, ребята, всего хорошего! До свидания! Приходите ко мне еще в гости!
Звучит музыка, дети снова двигаются «змейкой» по залу.
М. Р. : Ну вот, ребята, мы с вами и вернулись в детский сад. Скажите, вам понравилось в гостях у Марины – апай?. Что нового вы узнали о нашей республике?. Чем занимались раньше удмурты?. Какие новые слова узнали от Марины – апай?. М. Р. : Молодцы, ребята, я рада за вас, за вашу любознательность! На этом наше развлечение подошло к концу. Любите свою Родину – нашу республику Удмуртию! До свидания!