Получи документы

Развивающий компонент использования дидактического материала Д. Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста

Вероника Ковалевская
Развивающий компонент использования дидактического материала Д. Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Среди педагогов очень популярен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Автор уникальной методики раннего развития детей, большую часть своей жизни проработал в школе учителем в начальных классах, что позволило Д.  Кюизенеру апробировать на практике самые действенные и эффективные различные методики и обучающие программы, сравнивать их результаты и использовать их. Методика Фридриха Фребеля, после тщательной доработки, легла в основу авторской методики Д.  Кюизенера, которая получила название «Цветные числа».

Темочки:

Особенность использования «Цветных чисел» состоит в том, что дети осваивают простейшие математические понятия в процессе игровой деятельности. А это значит, что математика у него будет ассоциироваться с веселым, увлекательным и интересным занятием, которое позволяет проявить фантазию и творчество. Автор методики рекомендовал начинать занятия с детьми в возрасте 1 года, при этом, как показывает практика, его разработка одинаково интересна как детям раннего возраста, так и школьникам 8-9 лет.

Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал, который можно применять как самостоятельно, так и совместно с другими пособиями, например, с логическими блоками З.  Дьенеша. Как дидактическое средство, они не только в полной степени соответствуют особенностям элементарных математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, но и их возрастным возможностям, уровню развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Используя палочки Кюизенера, можно с легкостью помочь детям осознать такие соотношения, как «больше-меньше», «больше на.», «меньше на…», «поровну», научить счету, закрепить панятия состава числа из двух меньших чисел, научить делить целое на части и измерять объекты, обучить арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, помочь по усвоению таких понятий, как «лево-право», «длиннее», «короче», «слева от», «справа от», «между», «сверху», «снизу», «такой же», и др.

Набор палочек Кюизенера состоит из 241 детали; каждая палочка делается из дерева или пластика, является прямоугольным параллелепипедом с поперечным сечением, равным одному квадратному сантиметру. Все палочки окрашена в десять цветов, каждый из которых имеет разную длину от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство», или класс. Разграничение палочек по «семействам» не случайно, а связано с их соотношением по величине. Так, например, в «семейство красных палочек» входят числа, кратные двум, а в «семейство зеленых палочек» – числа, кратных трем, числа, кратные пяти входят в «семейство желтых палочек». В «семействе белых» палочек находится кубик белого цвета, каждая грань которого равна 1 сантиметру и он может целое число раз укладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».

Есть много разных вариантов наборов полочек. Они могут отличаться по цвету и количеству, но в каждом случае есть определенные правила и закономерности: палочки одинаковой длины должны быть окрашены в одинаковый цвет и обозначать одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. В работе с детьми дошкольного возраста допускается использование упрощенного варианта набора цветных палочек, который содержит в себе 144 палочки, из них 36 белых палочек и по 12 штук остальных цветов. Также популярен венгерский вариант палочек, в комплект которых входит 119 палочек двенадцати цветов. Существует плоскостной вариант палочек, состоящий из полосок 2x2 см, 2x4 см, 2x6 см, 2x8 см, 2x10 см, 2x12 см, 2x14 см, 2x16 см, 2x18 см, 2x20 см. Изготовленный такой набор из плотного цветного картона или пластика, окрашен так же, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе, более крупные и устойчивые, их можно приобрести и изготовить самостоятельно, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Их целесообразно предлагать в начале работы и младшим детям.

Как у палочек так и у полосок есть свои преимуществ. Так задания с палочками ребенок может выполнять в горизонтальной и в вертикальной плоскости в одном и том же месте, в то время как полоски можно размещать на столе (горизонтальная плоскость, или на магнитной доске, фланелеграфе (вертикальная плоскость). Возможно сочетание двух дидактических материалов, применение только одного из них, или введение сначала полосок которые в последствии заменяются палочками, также их можно чередовать или дать возможность выбора ребенку.

Для упражнений необходимо обеспечить каждого ребенка в группе дидактическим материалом, который можно приобрести или изготовить самостоятельно. Хранить наборы можно в коробке, пластиковом контейнере с ячейками, в которые ребенок, ориентируясь на цвет и величину палочки, самостоятельно будет их раскладывать, что само по себе является полезным обучающим упражнением. Вводить занятия с палочками можно начинать с трех лет. Они могут использоваться во всех дошкольных группах дошкольного учреждения. Работу можно организовывать индивидуально, подгруппами. Элементы упражнений можно вводить на фронтальных занятиях, можно использовать палочки в качестве счетного материала на математике. Для эффективного использования палочек занятия должны проходить в игровой форме, систематически, индивидуальные упражнения рекомендуется чередовать с коллективными. В играх следует давать детям возможность проявлять самостоятельность в поиске решения задания, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы, делать выводы и умозаключения, комментировать свои действия. Помощь ребенку оказывать в косвенной форме, в виде наводящих вопросов. На первых этапах лучше дать детям ознакомиться с палочками самостоятельно. Предложить им выполнить постройку или аппликацию из цветных палочек. Научить детей складывать палочки в коробку в определенной последовательности.

Занятия по методике Д Кюизенера проходят в два этапа:

1. этап – игровой. Здесь палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как со строительным материалом или мозаикой : строят дорожки, домики, лесенки или выкладывают машины, цветы, фигуры. В ходе игр у детей развиваются зрительное восприятие и мелкая моторика, взрослый помогает познакомиться с цветом, размером палочек.

2. этап – обучающий. Палочки выступают в качестве дидактического материала, который позволяет на практике сформировать у ребенка доступные математические понятия и закономерности.

Выбор упражнений с использованием палочек Кюизенера должен опираться на уровень развития и на возможности детей, задания должны быть четко сформулированы, доступны к пониманию и интересные. Например, для младших дошкольников можно предложить задания в виде игры: построить мост через реку, забор, лесенку перед домом, железную дорогу для поезда и т. д. Для старших дошкольников можно ввести соревновательный момент: кто быстрее выполнит задание, найдет нужное число и т. д. [19].

Как и к логическим блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера предлагается множество авторских методических пособий с разработанными играми и заданиями. Также предлагается демонстрационный материал со схемами-заданиями и индивидуальные альбомы с играми-занятиями для каждой возрастной группы. В альбомах изображения выполнение так, чтобы ребенок мог выкладывать на них сверху палочки или блоки, в процессе получается объемная картина цветка, кораблика, машины, домика. В процессе таких игр у детей формируется первоначальное представление об объеме. После того, как дети научатся выкладывать изображения по схемам, можно перейти к самому сложному этапу работы – творческому. Здесь дети придумывают изображения самостоятельно и создают свои схемы и альбомы.

Данные пособия универсальны и подходят для детей разного возраста, с палочками и блоками интересно играть как дошкольникам, так и младших школьникам. Для маленьких детей – это интересный игровой материал, а для детей – дидактический материал, позволяющий освоить законы математики. Во время игр палочками и блоками, дети не сидят на месте, постоянно двигаются, общаются, помогают друг другу. В методике З Дьенеша и Д.  Кюизенера используется абстрактный материал, то есть натуральные объекты заменяются символами, при решении задач дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, находить закономерности, что играет колоссальную роль в развитии их логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей. Игры и занятия с палочками и блоками интересны, увлекательны, доставляют интеллектуальное удовольствие, привносят соревновательные элементы. Обе методики имеют колоссальные обучающие и развивающие возможности.

Литература:

1. Колесникова, Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет / Е.  В.   Колесникова. – Издательство «АКАЛИС», 1996. – 120 с.

2. Михайлова, З.  А. Логико-математическое развитие дошкольников : игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера / З.  А. Михайлова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 117 с.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Развивающий уголок для детей старшего дошкольного возрастаРазвивающий уголок для детей старшего дошкольного возраста оздание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из флиса «Развивающий коврик для малышей»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия из флиса «Развивающий коврик для малышей» Почти все родители сегодня знают,как важно развивать мелкую моторику рук ребёнка. Ведь мелкая моторика тесно связана с развитием речи малыша,.

Опыт использования развивающих игр Б. П. Никитина в математическом развитии детей среднего дошкольного возрастаОпыт использования развивающих игр Б. П. Никитина в математическом развитии детей среднего дошкольного возраста Цель: Математическое развитие детей среднего дошкольного возраста развивающих игр Б. П. Никитина. Развивающие игры Б. П. Никитина способствуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающий компонент использования дидактического материала Д. Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 22:10
+184Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающий компонент использования дидактического материала Д. Кюизенера в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Вероника Ковалевская (УИ 752756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД