Анна Суслова
Развивающие технологии образовательной кинезиологии
Кинезиология (греч. "кинезио" - движение, "логос" – наука) – это наука о движении, в основе которой лежит междисциплинарный подход, сочетающий в себе несколько направлений других областей наук – нейропсихологию, физиологию, неврологию и др.
Образовательная кинезиология – наука об усовершенствовании процесса обучения через движение. Эта технология применятся в основном в педагогических целях, в частности, помогает в обучении математике, в развитии речи, запоминании и пр. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, например, в ситуациях, требующих ясного мышления.
Публикация «Развивающие технологии образовательной кинезиологии» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Основоположниками образовательной кинезиологии считаются Пол и Гейл Дэннисон. Они разработали программы по Образовательной Кинестетике и Гимнастике Мозга.
Человек рождается с набором нейронов головного мозга. В течение жизни между нейронами растут связи, в том числе и через движение. Движение даёт возможность развития нервной системы, более эффективному и адаптивному реагированию на внешние стимулы. Именно поэтому движения, которые используются в Гимнастике Мозга, очень специфические и направлены на развитие тех функций, которые необходимы для развития психоэмоциональной и интеллектуальной сфер человека.
В Гимнастике Мозга также есть группа упражнений, которые направлены на развитие координации между правым и левым полушарием. Известно, что правое и левое полушарие выполняют разные функции. Правое полушарие отвечает за образ, целостное восприятие картинки, ритма и цвета, за воображение, эмоции. Левое же полушарие отвечает за анализ, логику, речь, операции с последовательностями и числами. Совместная работа правого и левого полушария проявляется в бинокулярности (способность воспринимать окружающую действительность в объёмном виде, биноуральность (способность определять направление к источнику звука, скоординированное взаимодействие правой/левой руки/ноги.
Эффективная работа возможна только при совместном использовании правого и левого полушария, поэтому важно развивать межполушарное взаимодействие. Выполняя ряд упражнений (в Гимнастике Мозга их называют упражнениями, пересекающие срединную линию тела) мы можем увеличить сигнал, проходящий через мозолистое тело между правым или левым полушариями, тем самым давая возможность обоим полушариям полноценно участвовать в познавательной и интеллектуальной деятельности. При выполнении этих упражнений происходит настройка на совместную работу обоих глаз, обоих ушей, возможности скоординированной работы правой и левой руки, правой или левой ноги.
Также в Гимнастике Мозга существует группа упражнений, направленные на оптимизацию взаимодействия между активизирующими и тормозящими структурами мозга, обеспечивающими переключение и устойчивость внимания, необходимое для успешного выполнения деятельности.
Другая группа упражнений регулирует взаимодействие стволовых отделов мозга и лобных долей. Обучение под стрессом невозможно, поскольку блокируются участки мозга, которые включены в процесс обучения, затрудняется восприятие, переработка и запоминание информации. Упражнения Гимнастики Мозга помогают снизить стрессовую реакцию, дать возможность корковым структурам выполнить необходимые функции.
Комплекс упражнений для активизации возможностей обучения.
«PACE»
«PACE» в переводе с англ. означает «темп".
1. Глоток воды
Вода – это электролит, а организм человека – биоэлектрический, поэтому важно пить воду перед началом процесса обучения, желательно в небольшом количестве, маленькими глотками и немного удерживая её во рту, давая возможность слизистым рта сразу впитать воду.
2. Кнопки мозга
Необходимо с помощью указательных пальцев найти точку сочленения ключичной и грудинной костей. Затем большим пальцем с одной стороны и указательным и средним пальцами с другой массируем эти точки. Другую руку кладём на живот. Через 30 секунд меняем руки. В этих точках проходят 2 крупных коронарных сосуда, которые ведут каждый к своему полушарию мозга, и таким образом мы улучшаем их кровоснабжение.
3. Перекрёстные движения
Это движения, соединяющие противоположные части рук и ног. Например, соединяем попеременно противоположные ладонь и колено.
4. Крюки
Скрещиваем ноги так, чтобы плотно стоять на ногах, не перенося вес на одну ногу. Вытягиваем руки вперед, скрещиваем их друг над другом мизинцами вверх, складываем в замок и поворачиваем их к грудной клетке. Детям можно предложить в это время поцокать языком как лошадка. Меняем руки и ноги на противоположные. Это положение синхронизует не только работу правого и левого полушария, но и верх и низ тела, что позволяет затрачивать меньше энергии для поддержания вертикальной позы.
I. Подготовка к выполнению письменных заданий
1. Ленивые восьмёрки
Вытягиваем руку вперёд и поднимаем большой палец большой палец вверх таким образом, чтобы он находился на срединной линии напротив носа. Не отрывая взгляда от ногтя большого пальца, рисуем горизонтальные восьмёрки в определенном направлении – влево вверх через центр и вправо-вверх возвращаемся в центр (от 3 до 5 раз). Потом так же другой рукой. Другой вариант. Складываем ладони в замок, большие пальцы – крестиком. Смотря на эти крестики, мы делаем широкоаплитудное движение. Это упражнение даёт возможность не только пройти по всем зрительным полям, но и расслабить шею, мышцы плеч и рук.
2. Кнопки мозга.
II. Развитие речи
1. Дыхание животом
Одну руку кладём на живот, и надувая живот на вдохе. Выдыхаем паровозиком. Потом делаем медленный и спокойный вдох.
2. Думательный колпак (активизация слуха)
Кладём большой палец за уши, остальные пальцы – поверх ушей. Делаем лёгкие массирующие движения, стараясь немного отогнуть ушные раковины назад, двигаясь сверху вниз до мочек ушей.
3. Насос
Ставим одну ногу впереди, другую - позади, на ширине плеч, так, чтобы стопы были расположены параллельно друг другу. Сгибаем колено передней ноги так, чтобы оно не выступало за пальцы передней ноги. Растягиваем заднюю поверхность. Можно приподнимать и опускать пятку задней ноги. Задняя поверхность тела должна составлять единую линию. Меняем местами положение ног и повторяем упражнение.
III. Математика
1. Перекрестные движения
2. Слон
Прижимаем ухо к плечу. Рука как слоновый хобот – мягкая и расслабленная висит впереди. Делаем восьмёрки всем телом.
IV. Ремёсла (лепка, рисование, конструирование)
1. Двойные рисунки
Делаем обеими руками симметричные рисунки, например, елочку, бабочку и т. д.
2. Активация рук
Поднимаем правую руку и немного вытягиваем её вверх. Левой рукой рукой не даём правой руке двигаться вперёд. Вдохнули и на выдохе давим рукой вперёд, но несильно. Считаем до 5. И так во всех направлениях. Теперь можно провести интересный тест. Расслабляем руки и вытягиваем их в расслабленном состоянии вперёд. Затем без усилия соединяем ладони. Одна рука станет длиннее другой. Это обусловлено растягиванием сухожилий руки. Меняем положение рук.
Кинезиологические упражнения можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях. Каждое упражнение не должно занимать больше минуты. Эти упражнения необходимо повторять на каждом занятии определённой деятельностью до тех пор, пока дети не начнут выполнять его максимально правильно. Затем можно включать в структуру занятий новые кинезиологические упражнения, которые можно даже придумывать самим, соблюдая принцип противоположной руки/ноги.