Екатерина Рыбина
Развивающие музыкальные игры для детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЮЩИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития человека. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому, что нельзя уничтожить живую потребность в игре.
Изменяются условия игры, но неизменной остается тяга детей к игре.
Публикация «Развивающие музыкальные игры для детей в ДОУ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Большую роль на музыкальных занятиях в ДОУ играют музыкальные развивающие игры. Они помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.
Сюжеты, образы музыкальных игр конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать.
Движения, связанные с музыкой, ее характером, способствует целостному её восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.
Музыкально - развивающие игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи :
1. Улучшать качество ритмичных движений детей;
2. Придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;
3. Формировать умение ориентироваться в пространстве, организационно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения.
4. Способствовать формированию и развитию эмоциональности, как в целом, так и при вокально-исполнительной деятельности.
1. Подвижные игры под музыку
Задачи: учить детей слышать и передавать в движении начало и окончание музыкальных фраз; выполнять движения в соответствии с характером музыки.
«Бери флажок»
Описание:
Разделиться на 4 шеренги. В середине обруч, в нем флажок. Из каждой шеренги выходят по одному человеку и встают у обруча, лицом к своей шеренге. Звучит плясовая музыка - дети танцуют.
С заключительным аккордом быстро наклоняются и берут флажок. Победитель несет флажок в свою команду.
Игра повторяется с новым флажком. Выигрывает та команда, кто получил больше флажков. (любая плясовая музыка)
2. Игра - танец
Задачи: учить детей различать разнохарактерные части музыкального произведения и передавать характер музыки в движении, выразительно двигаться в соответствии с музыкой.
«Весело танцуем»
Описание:
Звучит музыка, дети идут парами по кругу. Музыка останавливается. Ведущий называет определенную часть тела, которой дети должны прикоснуться друг к другу. Звучит следующий музыкальный фрагмент. Участники ритмично танцуют в паре, касаясь друг друга заданной частью тела. Например: правым плечом, левым плечом, правым локтем, коленками и т. д. (любая танцевальная музыка).
3. Музыкально-ритмические игры. Игры - песенки.
Задачи: развивать чувство ритма, памяти, внимания, умение слышать сильную долю; учить детей передавать несложный ритмический рисунок в движении, выразительно выполнять движения в соответствии с музыкой, текстом.
«Если нравится тебе»
Описание:
Все участники свободно располагаются на площадке. Воспитатель или музыкальный руководитель в центре, запевает песню и показывает движения.
1 куплет - 2 щелчка пальцами над головой
2 куплет - 2 хлопка в ладоши
3 куплет - 2 хлопка по коленям
4 куплет - 2 притопа ногами
5 куплет — перечислить все движения
6 куплет - вместо движений «хорошо»!
«Танец сидя»
Описание:
Дети сидят на стульях.
Под веселую мелодию начинают выполнять музыкальные движения. Начинают с медленного темпа - постепенно ускоряя - затем совсем быстро. Задача - не ошибаться в исполнении движений. Быть внимательным.
4 - щелчка
4 - хлопка
4 - удара по коленям
4 - притопа
2 - левой рукой
2 - правой рукой
2 - на плечо левое
2 - на правое плечо
4 - вращение плечами
4 - зазываем на танец. (музыка «Летка - Енька»).
4. Музыкально-образные игры
Задачи: учить детей выразительно передавать игровые образы, двигаться под музыку разного характера.
«Расскажи-ка, воробей»
Описание:
Дети стоят по кругу. Выбирается ведущий «воробей». Поется песенка, обращение:
Расскажи – ка, воробей (2 раза).
Как медведи ходят? (2 раза). (зайчата, лягушата и т. д.)
А медведи ходят так, а медведи ходят так.
Так медведи ходят. Так медведи ходят.
«Воробей» двигается в центре круга шагом названного животного. А затем дети идут по кругу и повторяют за «воробьем» движение, которое он показал. Кто лучше передаст образ животного в движении, того «воробей» ставит вместо себя, а сам встает в круг.
5. Подражательные игры
Задачи: развивать творческое воображении, эмоциональную отзывчивость, умение детей фантазировать, соединять движения в комбинации.
«Пойми меня»
Описание:
Дети делятся на две группы. Каждой группе дается задание показать какое-то действие с помощью танцевальных движений. Например: «копаем картошку», «собираем ягоды», «играем в мяч» и т. д. Команды должны отгадать друг у друга, что они делали. Выигрывает та группа, которая больше отгадала действий. (любая танцевальная мелодия)
Список рекомендуемой литературы:
1. Алпарова И. Н., Николаев В. А., Суситко И. П. На лугу: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – М. : Владос, 1999.
2. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритимические движения. – М. : Владос, 2001.
3. Лифиц И. В. Ритмика: учебное пособие. - М. : Академия, 1999.
4. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М. : Просвещение, 1972.
5. Играем и танцуем. – М. : Советский композитор, 1992.
6. Праздники в детском саду. – Ярославль. : Академия развития, 1998.