Мазалевская Оксана
Развивающие игры с песком для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры с песком для детей раннего возраста.
В чем польза игр с песком
Источником особой радости для малыша являются игры с песком. В них он удовлетворяет свою потребность в тактильном развитии, тренирует зрительно- двигательную координацию, улучшает мелкую моторику. Игры с песком — это далеко не праздное занятие: малышу они приносят не только массу удовольствия, но и — ощутимую пользу, т. к. эта игра связана с формированием мыслительных операций и воображения, самостоятельности и целеполагания в поведении. Игра с песком — это прекрасный способ для ребенка снять накопившееся напряжение, поднять настроение и стабилизировать эмоциональное состояние.
Публикация «Развивающие игры с песком для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Игры с песком
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Игры с песком для детей - это не только веселое времяпрепровождение, это простые полезные упражнения, которые помогают учиться и развиваться. Вот почему важно включать игры с песком в занятия малышей :
в ходе игры развивается мелкая моторика рук, дети учатся совершать мелкие точные движения, развивают тактильные ощущения, креативное мышление, координацию;
существует связь между развитием моторики и общим умственным развитием : чем раньше и лучше ребенок освоит мелкие движения, тем успешнее будет развиваться его речь, память, внимание;
песок - это доступный природный материал, который практически не способен вызывать аллергические реакции;
этот материал помогает успокоить непосед и делает более активными тихонь;
во время игры с песком ребенок начинает учиться различать геометрические формы, размеры, цвета;
происходит развитие коммуникативных навыков, изучение основ поведения в коллективе.
Кроме того, песочные забавы - это прекрасный способ развития фантазии и творческого потенциала. Знакомьте ребенка с новыми играми и способами взаимодействия с природой! Расскажите, что играя с песком, он может использовать веточки, цветочки, листочки и другие предметы, чтобы было еще интереснее. Это тот самый возраст, когда малыши активно впитывают новые знания и охотно стремятся развивать свои навыки, пусть даже сами этого не знают. Самое главное - беречь их здоровье и правильно организовывать занятия.
Идеи игр с песком для детей 2-3 лет
Для песочных приключений вам понадобится совсем немного игрушек - лопатки, ведерки, формочки. Но если их не оказалось под рукой, ничего страшного, на песочном пляже несложно найти занятие. В какие игры с песком для детей раннего возраста можно поиграть? Делимся самыми веселыми идеями!
Самый простой, знакомый всем с детства, способ игры в песке — это приготовление «куличиков» и аппетитных «пирожков» из влажного песчаного теста. Для этой цели предназначено множество формочек, размеры и форма которых могут быть совершенно разнообразными. Фрукты и овощи, геометрические фигуры и цифры, животные и цветы, звездочки и морские раковины — список этот можно продолжать до бесконечности. Играя с тематическими формочками, ребенок будет параллельно больше узнавать об окружающем мире, знакомиться с его предметами и явлениями. Наборы разноцветных формочек, которые вставляются одна в другую, помогут малышу сформировать представления о размере и цвете. Выбор инструментов для «работы» с песком также разнообразен : это могут быть лопатки, совочки и миниатюрные грабельки разного размера. Игры в песочнице позволяют ребенку освоить понятия: «свое-чужое», приобрести первые навыки взаимодействия со сверстниками. Игра с песком поможет также разобраться с понятиями: «пустой-полный», «влажный-сухой».
Песок — отличное средство для развития сюжетно-ролевой игры малыша. Например, его можно использовать в качестве материала для перевозки и строительства песочных домов. В наборах для игр в песочнице, поэтому можно очень часто увидеть пластмассовые грузовички и самосвалы, в которых так удобно возить песок на стройку, а потом — сгружать в нужном месте, приподняв кузов машины. Девочки с успехом могут устроить в песочницу игру в дочки-матери, ведь приготовление каши и пирожков для кукол будет как никогда реалистичным.
Строительство дворцов и замков из песка — еще более интересная тема для игры на свежем воздухе. Вот где фантазия детей поистине безгранична: дети самозабвенно придумывают настоящие архитектурные шедевры, проделывают в песке арки, возводят высокие башни и окружают свои крепости рвами с водой, украшают свои замки цветами и камешками. Особенно хороши такие игры вблизи воды : на берегу речки или моря.
Песочный пляж - лучшее место, чтобы познакомить малыша с основными свойствами этого материала: сухой песок хорошо сыплется и ускользает сквозь пальцы, а вот мокрый - более плотный и через пальчики не высыпается. Зато из мокрого можно что-нибудь слепить, а из сухого нет. Пересыпайте и перекладывайте песочек в разные емкости и места, чтобы ребенок понял, почему и когда он приобретает особые свойства.
Какой песок? Когда малыш научится различать свойства и хорошо говорить, пусть расскажет, какой песочек на ощупь: рассыпчатый, холодный, теплый, мокрый, сухой, шершавый, гладкий. Помогите ему подобрать слова и объясните, что они значат.
Кто пришел? Нарисуйте на песке следы разных животных и предложите угадать, кто проходил мимо. После этого сравните, какие следы оставляет ваша нога и маленькая ножка - научите понятию формы и размера.
Найди игрушку. Предложите ребенку закопать игрушки в разных местах и выкопать их в определенном порядке. Называйте, какая это игрушка, какая у нее форма, цвет, что можно придумать про нее.
Куда пропали ножки? Эта забава похожа на предыдущую, только прятать нужно не игрушки, а части тела. Куда пропали твои ножки? А где мамины ручки?
Высокий-низкий. Постройте несколько башенок или насыпьте несколько кучек и расскажите про высоту. Предложите указать самую высокую горку, самую низкую, научите делать такие же и соревнуйтесь, кто насыплет больше.
Домик для игрушки. Пусть малыш выкопает несколько ямок и поселит в них свои игрушки. Чья ямка больше? Чья шире? Чья глубже?
Испечем куличи. Лепке “куличиков” тоже нужно научиться. Покажите порядок действий: насыпать, похлопать лопаткой, аккуратно перевернуть, снова похлопать, аккуратно поднять ведро. Поверьте, понадобится немало времени и трудов, чтобы построить тот самый куличик, которым кроха будет доволен.
Построй забор. Пусть ребенок построит ручками или с помощью ведерка забор из “куличиков” - вдоль него можно ездить на машинке или придумать историю, кто живет за этим забором.
Пальчики побежали. Рука опирается на дно песочницы, кисть приподнята. Передвижение по дну, перебирая пальчиками («пальчики побежали вперед»).
Откапывание спрятанной в песке руки взрослого Взрослый показывает, как можно спрятать в песке свою руку, а потом вместе с ребенком находить ее.
Солим щи. Перетирающие движения тремя пальцами — большим, указательным и
средним. (С целью активизации мышечных ощущений рекомендуется проводить
это упражнение также в мисочке с гречневой крупой или рисом.).
Соберем все бусинки. Бросьте камешки в песок. Сначала предложите собирать камешки первыми тремя пальцами правой руки. Затем покажите, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке (если ребенок правша, а правой насыпать совком песок в сито. Оставшиеся в сите камушки надо аккуратно пересыпать в ведерко.
Рисование на песке. На поднос насыпать тонким слоем песок. Предложить нарисовать пальчиком или палочкой круг, овал и т. д. Тренируем движение руки и развиваем тактильные ощущения.
Пересыпаем ложкой. Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с песком, а справа - пустую. Вначале двигая рукой ребенка, взрослый показывает, как надо набирать неполную ложку песка, дождаться, чтобы песок перестал сыпаться с ложки и плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Полезно сочетать эти упражнения с размешиванием.
Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.
Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка. (С. Маршак)
Эта игра развивает глазомер, учит соотносить количество песка и размер
емкости.
Найди шарик. Знакомство с качествами предметов - размером, формой.
Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его.
Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог
видеть действия взрослого.
Разложим по порядку. Высыпать в мисочку бусинки двух цветов по 5-7 штук, справа от мисочки поставьте две тарелочки. Взрослый предлагает ребенку сложить в одну тарелочку все красные бусинки, а в другую – все синие. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами. Если какие - то бусинки упадут на стол, следует попросить малыша собрать их с помощью совка.
Следы на песке. Для этой игры нужен влажный песок. Оптимально, если его подготовить с вечера: для этого достаточно полить песок из лейки с ситечком и накрыть пленкой на ночь. К утру получится прекрасно увлажненный, но не слишком мокрый песок. Следы могут оставлять формочки, игрушки, машинки.
Дорожки. Сначала рисуем пальчиком дорожки. А потом по этим дорожкам ходим –
ручками. Можно пробовать провести по дорожкам игрушки, изображая, как будет
идти мишка косолапый, а как киска побежит.
Большие ноги идут по дороге: Топ! Топ! Топ! Топ!
Маленькие ножки бегут по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ!
Горки из песка. Из влажного песка строим горку. Затем с помощью совочка или руками делаем канавку от вершины вниз. И вот когда дорожка готова – устраиваем запуск маленьких мячиков. Ребенок видит результат своих действий: кладет мячик наверх, а он катится вниз. Так же знакомим малыша с понятиями высокий – низкий.
Волшебные картинки. Для этой игры нужен плоский поднос. На его дно кладем картинку, сверху насыпаем небольшой слой сухого песка. Малыш пальчиком убирает песок и находит сюрприз – картинку.
Прятки. Вариант 1. Развиваем память. Кладем перед ребенком три игрушки. Потом просим его закрыть глаза и одну из игрушек закапываем. Малышу нужно догадаться, какая игрушка исчезла. Ее и ищем вместе. Если ребенок легко справляется с тремя игрушками, добавляем еще одну. Легко запоминает четыре – добавляем еще по одной.
Вариант 2. Развиваем память и воображение. Малыш закрывает глаза, а взрослый прячет игрушку. Теперь начинаем постепенно ее откапывать. Можно попробовать отгадать, что там спряталось, в тот момент, когда из песка показалась только какая-то часть игрушки.
Вариант 3. Изучаем форму предметов. Закапываем в песок несколько игрушек и предлагаем ребенку на ощупь отгадать, что это за игрушка.
Поиски сокровищ. Возьмите небольшие игрушки и спрячьте их в песке, а ребенку предложите найти спрятанные игрушки. Не прячьте игрушки слишком глубоко, чтобы они не стали реальными потерянными сокровищами. В процессе игры меняйтесь ролями — взрослый прячет, ребенок находит и наоборот ребенок прячет, а взрослый
находит сокровища.
Ямки. Знакомство с понятиями «большой» и «маленький», «глубокая» и «мелкая»,
«узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно построить домики –
ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой – маленькую. Каждой
ямке можно дать дополнительное определение: глубокая, мелкая, узкая, широкая.
Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.
Машинки. В песке очень интересно играть различными машинками. Лучше всего для
этого подойдут средние и крупные машинки из пластмассы: в мелких застрянет
песок и перестанут крутиться колеса.
С помощью машинок песок можно перевозить с места на место. Для них
можно строить дороги, прокапывая их совком. Пригодятся и грабли из песочного
набора: ими прокладываются трассы по всей песочнице. Если вырыть ямку и
накрыть дощечкой – получится мост. Строительство тоннелей и транспортных
развязок увлекает не только детей, но и взрослых.
Аппликация из песка.
Для работы потребуются: карандаш, картон и клей.
Песок необходимо просеять и просушить.
Карандашом рисуем простой рисунок, потом клеем «закрашиваем» его, и
малыш посыпает изображение песком. Когда клей подсохнет, остатки песка
стряхиваем и получаем картину.
Найдите занятие для маленьких ручек, чтобы они никогда не скучали!