АЛЁНА Болтенко
Развивающие игры на уроках
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры на уроках
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. В настоящее время главными задачами преподавателя является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению.
Публикация «Развивающие игры на уроках» размещена в разделах
Дошкольный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабо дифференцировано, непрочно. Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться. Очень важен тот факт, что формирование положительного отношения к учению у детей накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения. Ведь успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для педагога с детьми дошкольного возраста.
Как добиться, чтобы ребёнок с желанием и интересом изучал тот или иной предмет?
Тот, кто работает с детьми, хорошо знает, как это нелегко. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво. Возникает много трудностей с дисциплиной.
Что делать? Какой подход к ним искать? При помощи каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Мы знаем ответ –ИГРА!
Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые формируют положительное отношение у ребёнка к учению, помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
Для преодоления этого учебная деятельность дошкольника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.
Для дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Для детей игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, труд, серьёзная форма воспитания.
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»
Потребность в игре занимает значительное место в годы обучения и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать следующие цели:
-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие универсальных учебных действий, развитие трудовых навыков;
-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;
-РАЗВИВАЮЩИЕ : развитие внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, творческие способности, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации;
- СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
Уроки – путешествия : в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т. д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
Например. На уроке окружающий мир при изучении темы «Лесные опасности» совершаем путешествие в лес на грибную поляну вместе с Мудрой Совой, отгадываем загадки про грибы, выясняем какие грибы съедобные, какие ядовитые, слушаем советы Мудрой Совы и помогаем разобрать грибы в лукошко.
Например На уроке Развития речи при изучении буквы Н совершаем путешествия в лес.
Есть у ребят зелёный друг.
Весёлый друг. Хороший друг.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
- Лес –наш друг, а друзей любит и берегут. Сегодня мы побываем в лесу, отправляемся туда вот на этом весёлом паровозике.
- А кто повезет паровоз? (Машинист.)
-Правильно. Машинистом будет Степашка. Возьмем с собой пассажиров: мышку и улитку. Но пассажирам нужны билеты. (учитель показывает схемы слов мышка и улитка).
-Какой билет для мышки?
-А какой для улитки?
-Давайте прочитаем билеты….
Неразрывно связаны дидактические игры с проблемным обучением, являясь его частью, т. к. игра предполагает достижение цели при соблюдении определённых правил и условии самостоятельности достижения поставленной цели (возможно с помощью учителя).