Ольга Логвиненко
Развивающие игры для детей раннего возраста (от 2-х до 4 лет). Практические советы для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающие игры для детей раннего возраста (от2-х до 4 лет)
(практические советы для родителей)
Игра сопровождает ребёнка с самого рождения, и является основой для полноценного развития малыша. Это не пустая забава, а важный вид детской деятельности, источник развития чувств, эмоций и фантазий, ступенька к познанию окружающего мира и ощущение личной принадлежности к этому миру.
Публикация «Развивающие игры для детей раннего возраста (от 2-х до 4 лет), Практические советы для родителей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Средняя группа
- Темочки
Задача нас, взрослых, помочь малышу через игру реализовать имеющие возможности и способности для познания мира, развить чувственный опыт. В этой статье коротко описана методика проведения с ребёнком первых развивающих игр (мелкой моторики рук, мышления и речи, сенсорных эталонов, чувственного опыта)
Игры со шнуровками.
Из серии «Домашние животные». На деревянной основе, при помощи шнурка крепятся разрезные картинки животных.
Цель: Продолжать знакомить детей с окружающим миром, закреплять понятия о домашних животных. Формировать наглядно-действенное мышление, активную речь. Пополнять словарный запас детей. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любознательность, усидчивость.
Активизация словаря: корова, поросёнок, овца, лошадка, часть, целое, шнурок, отверстия дырочки.
Ход игры:
1 вариант. Дать ребёнку дощечку с изображением лужайки и контура животного, состоящего из 2-3 частей, которые крепятся к дощечке шнурком.
- Посмотри, кто - то играл, и не собрал правильно части животного. Всё отдельно: дощечка, части картинки домашнего животного, шнурок.
Правда? Какая-то часть может потеряться и что тогда делать? Не получится целой картинки животного (коровы, лошадки и пр.) на лужайке.
-Давай попробуем из частей собрать целую картинку, а чтобы части снова не растерялись, прошнуруем их, соединим каждую часть картинки с дощечкой при помощи шнурка.
- Сначала надо собрать все части животного, чтобы дырочки на дощечке и животных совпали.
-Теперь надо взять шнурок и соединить дощечку с частями животного. Кончик шнурочка вденьте в дырочку на дощечке, и в дырочку на картинке животного. (показать ребёнку как надо продеть шнурок и пояснить словесно, помочь малышу при необходимости). «В каждую дырочку надо продеть шнурок, дырочки пропускать нельзя, не будет держаться наша картинка. Шнурок надо подтягивать, чтобы потом завязать концы шнурка. Я покажу как надо завязать шнурок, чтобы части животного не потерялись».
2 вариант. Рассмотреть игру (всё зашнуровано). -Что будет, если мы вытащим шнурок? (вытащить шнурок, развязав его -весь ход действий пояснять ребёнку)
-Смотрите, чтобы мы смогли вытащить шнурок из животного, я развязываю узелок (развязать узелок).Теперь вытаскиваю из каждого отверстия, дырочки шнурок. И так, шнурок полностью вытащен.
- Что же случилось? - Да, без шнурка наше животное распалось на части, осталась на дощечке лужайка и то место, где было животное. (например поросёнок).
-Сколько частей получилось? Скажи, Аня. (много частей)
-А сколько животных было? (одно животное)
-Что же нам делать? Части могут потеряться, может затеряться шнурок.
-Давай соберём игру снова, как была. С начало разложим правильно все части, чтобы получилась целая картинка и дырочки все совпали. Теперь начнём аккуратно шнуровать. Продеваем шнурок через дощечку и одну часть животного, переносим шнурок к самой ближней другой дырочке, скрепляем эти две части. Давайте вместе выполним задание. С помощью взрослого ребёнок собирает все части тела животного и скрепляет их с подставкой.
Из серии «Герои мультфильмов», «Забавные фигурки», «Туфельки», «Овощи, фрукты» и прочие шнуровки.
Игры со шнуровкой проводятся в следующей последовательности:
- от простого к сложному, (вначале ребёнок учится шнуровке на одном предмете, затем шнуровка соединённых 2-х предметов — научить совмещать отверстия основы и части, и т. д.)
- от знакомой (хорошо освоенной игре) переходить к новой, не знакомой;
-от совместной игры ребёнка и взрослого переходить к самостоятельной игре ребёнка.
- учить малыша проговаривать выполняемые действия, развивать речь.
Игры вкладыши.
Из серии «Домашние животные». «Транспорт», «Птицы», «Посуда», «Одежда» «Геометрическая мозаика» и прочие на деревянных дощечках, пластиковых домиках.
Цель: Продолжать знакомить ребёнка с предметным, растительным и животным миром, закреплять понятия о домашних животных. (транспорте, птицах, геометрических фигурах и пр.) Формировать наглядно-действенное мышление, активную речь, пополнять словарный запас малыша. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любознательность, усидчивость, самостоятельность.
Активизация словаря: корова, поросёнок, овца, лошадка. (машина, самолёт, вертолёт, поезд, утки, цыплята, гусята, круг, квадрат, звёздочка, треугольник, посуда, обувь, одежда и т. п.)
Ход игры : Вот удивительная дощечка. Что нарисовано на ней? (животные). -Назови, какие животные нарисованы? Покажи лошадку.
- Сколько лошадок? (одна лошадка)
-Сколько козочек? И т. д.
-А сейчас достаньте из домиков (пазлов) всех животных.
- Разложи перед собой на столе. Какие они по величине? Кто самый маленький?
- Укажи пальчиком на самого большого животного? (- на самолёт и т. п.)
- Какого цвета лошадка? (машина, цыплёнок, звёздочка и т. п.)
- Размести всех животных по своим местам. Больших животных в большой пазл (домик, маленьких — в маленький.
Молодец! Ты всё сделал правильно. Все животные в своих домиках (пазлах).
Игры из серии «Объёмные вкладыши».
Цель: Обогащать сенсорный опыт ребёнка, закреплять умение обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину, побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним. Формировать наглядно-действенное мышление, активную речь, пополнять словарный запас малыша. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Активизация словаря: красный, жёлтый, синий, зелёный, побольше, поменьше, баночка
Ход игры : Посмотри, что это? (баночки, стаканы). Сколько баночек?
- А как ты узнал, что их много?
- Давай расставим их, чтобы лучше разглядеть их.
- Посмотри, баночки одинаковые или разные по величине?
- Покажи самую большую баночку?
- Покажи самую маленькую баночку?
- Баночки одного цвета или разного? (разного)
- Если баночки разного цвета, то говорят разноцветные. Давай вместе скажем: «разноцветные».
- Какие баночки? Разноцветные баночки.
- Какого цвета самая большая баночка?
- Какого цвета самая маленькая баночка?
-Покажи жёлтую баночку?
- В желтую баночку, какую можно вставить баночку, поменьше или побольше?
- Давай попробуем. Баночка побольше не помещается в желтую.
- Значит надо искать баночку поменьше чем желтая.
- Давайте снова соберём все - все баночки, и вставим их в друг друга.
- Молодец! Все баночки вложил по порядку, одну в другую. В самую большую баночку поместились все остальные. Ты всё выполнил правильно.
Идентично проводятся игры — вкладыши (с матрешками, расписными яйцами и прочим объёмным материалом).